Определение от 18 декабря 2015 года о прекращении производства по делу о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия статьи 6 Закона Республики Карелия от 12 ноября 2007 года № 1128-ЗРК «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» в связи с обращением Мамонтова Валерия Федоровича

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия статьи 6 Закона Республики Карелия от 12 ноября 2007 года № 1128-ЗРК «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» в связи с обращением Мамонтова Валерия Федоровича
город Петрозаводск
18 декабря 2015 года

Конституционный Суд Республики Карелия в составе председательствующего С.А. Беньяминовой, судей М.В. Даниловой, А.А. Тайбакова,

руководствуясь статьей 68 (часть 2) Конституции Республики Карелия, статьей 3 (подпункт «а» пункта 1 части 1) Закона Республики Карелия
«О Конституционном Суде Республики Карелия», рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия статьи 6 Закона Республики Карелия от 12 ноября 2007 года
№ 1128-ЗРК «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия».

Поводом к рассмотрению дела явилось обращение Мамонтова Валерия Федоровича.

В своем обращении в Конституционный Суд Республики Карелия заявитель оспаривает конституционность правовых предписаний статьи 6 Закона Республики Карелия от 12 ноября 2007 года № 1128-ЗРК «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия».

Заслушав сообщение судьи-докладчика М.В. Даниловой, объяснения сторон: заявителя В.Ф. Мамонтова, представителя заявителя – Н.П. Союнен, представителей Законодательного Собрания Республики Карелия –
Е.В. Катаевой, Н.В. Савинова, представителя Главы Республики Карелия –
Н.С. Карповой, выступления приглашенных в заседание представителей: Прокуратуры Республики Карелия – А.А. Сухановой, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия –
Н.Г. Круль, исследовав представленные документы и иные материалы дела, Конституционный Суд Республики Карелия

установил:

  1. Закон Республики Карелия от 12 ноября 2007 года № 1128-ЗРК
    «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» принят Законодательным Собранием Республики Карелия 25 октября 2007 года, подписан Главой Республики Карелия 12 ноября 2007 года, опубликован в газете «Карелия» от 29 ноября 2007 года № 134, вступил в силу с 9 декабря 2007 года и действует с последующими изменениями и дополнениями.

Заявитель оспаривает статью 6 указанного Закона, которой установлено, что Закон Республики Карелия «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования (часть 1); со дня вступления в силу вышеуказанного Закона признаны утратившими силу Закон Республики Карелия от 3 января 2001 года № 456-ЗРК «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия» и законы, вносящие в него изменения (часть 2).

Статьей 13 Закона Республики Карелия «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия», признанного утратившим силу, выборным должностным лицам местного самоуправления в Республике Карелия были установлены ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости, по инвалидности, получаемой в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», условия ее назначения, размер, а также было определено, что назначение, перерасчет и выплата указанной доплаты осуществляются органами местного самоуправления.

В соответствии с новым правовым регулированием, введенным в действие Законом Республики Карелия «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия», лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности), в установленном уставом муниципального образования порядке могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) (статья 4). С 1 января 2015 года в тексте указанного Закона Республики Карелия слова «трудовая пенсия» заменены словами «страховая пенсия» (Закон Республики Карелия от 27 октября 2014 года
№ 1839-ЗРК «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Карелия»), что не затрагивает содержание оспариваемых законоположений в указанном заявителем аспекте.

Как следует из представленных материалов, заявитель был избран на должность главы местного самоуправления города Костомукша 6 мая 1998 года, указанную должность замещал по 5 мая 2002 года (то есть в период действия Закона Республики Карелия «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия») и был уволен в связи с окончанием срока полномочий ранее возникновения оснований для назначения ему трудовой пенсии; с 8 июня 2009 года ему назначена трудовая пенсия по старости. 5 ноября 2009 года В.Ф. Мамонтов обратился с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии, в чем ему было отказано.

По мнению заявителя, статья 6 Закона Республики Карелия «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия», не предусматривая распространение права на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости (инвалидности) на лиц, замещавших выборные муниципальные должности на постоянной основе до даты введения в действие Закона Республики Карелия «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия», но вышедших на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и обратившихся за назначением ежемесячной доплаты после этой даты, не позволяет устанавливать ежемесячную доплату указанной категории граждан, что не соответствует Конституции Республики Карелия, ее статьям 5 (части 1 и 2), 17 и 19, поскольку создает различный объем прав на социальную поддержку в зависимости от даты выхода на трудовую пенсию по старости (инвалидности) для лиц, замещавших выборные муниципальные должности на постоянной основе до 9 декабря 2007 года.

  1. Вопрос о полномочиях органов государственной власти Республики Карелия по нормативному правовому регулированию гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления уже был предметом исследования Конституционного Суда Республики Карелия. Так, в Постановлении от 7 октября 2010 года Конституционный Суд Республики Карелия установил, что республиканский законодатель, заменяя императивное правило статьи 13 Закона Республики Карелия «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия» об установлении органами местного самоуправления ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, по инвалидности для лиц, замещавших выборные муниципальные должности на постоянной основе, диспозитивной нормой статьи 4 Закона Республики Карелия «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия», действовал в соответствии с федеральным законодательством (часть 3 статьи 18, часть 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункт 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации), ограничившим полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению социальных гарантий указанным лицам.

Часть 5.1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вступила в силу с 16 ноября 2007 года; с этого момента в силу требований части 2 статьи 85 указанного Федерального закона статья 13 Закона Республики Карелия «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия» действовала в части, не противоречащей Федеральному закону.

Соответственно, определение законом Республики Карелия условий предоставления гарантий осуществления полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе путем введения временного правового регулирования либо установления переходных положений о круге лиц, на которых распространяется право на ежемесячную доплату к пенсии, на чем фактически настаивает заявитель, означало бы нарушение конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления и вторжение в компетенцию органов местного самоуправления, установленную федеральным законодателем.

Признавая утратившим силу прежнее правовое регулирование гарантий, предоставляемых выборным должностным лицам местного самоуправления, республиканский законодатель одновременно предусмотрел систему гарантий для указанной категории лиц в Законе Республики Карелия «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия», в частности, в статье 4 определил, что лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе, вышедшим на страховую пенсию по старости (инвалидности), в установленном уставом муниципального образования порядке могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности).

Следовательно, оспариваемые заявителем положения статьи 6 Закона Республики Карелия «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» представляют собой оперативные правовые нормы, направленные на введение в действие нового нормативного правового регулирования с одновременным признанием утратившими силу нормативных правовых актов, ранее регулировавших данные правоотношения, в целях согласования законодательства Республики Карелия с федеральным законодательством, и, соответственно, сами по себе не могут рассматриваться как устанавливающие разный объем прав граждан на социальную поддержку в зависимости от даты выхода на трудовую пенсию по старости (инвалидности), а равно как препятствующие органам местного самоуправления устанавливать ежемесячную доплату лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе, вышедшим на страховую пенсию по старости (инвалидности), в том числе замещавшим муниципальные должности на постоянной основе до даты вступления в силу указанного Закона Республики Карелия, но обратившимся за установлением доплаты после этой даты.

Таким образом, из положений статьи 6 Закона Республики Карелия «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия», рассматриваемых в системе действующего правового регулирования, следует, что в настоящее время установление за счет средств местного бюджета дополнительных гарантий выборным должностным лицам местного самоуправления, в том числе замещавшим муниципальные должности на постоянной основе до даты вступления в силу указанного Закона Республики Карелия, но обратившимся за установлением доплаты после этой даты, находится в компетенции органов местного самоуправления; в то же время положения муниципальных нормативных правовых актов Костомукшского городского округа заявителем не оспариваются.

Согласно статье 68 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» Конституционный Суд Республики Карелия прекращает производство по делу, когда в ходе заседания выявляются основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению или будет установлено, что обращение не является допустимым, а также в иных случаях, установленных Законом.

Поскольку неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Республики Карелия статьи 6 Закона Республики Карелия от 12 ноября 2007 года № 1128-ЗРК «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» отсутствует, а в силу части 2 статьи 74 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» Конституционный Суд Республики Карелия связан предметом обращения и при принятии решения не вправе выходить за пределы требований заявителя, производство по данному делу подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 41 (пункт 1.1), 68, 71-75, 79 (часть 1) Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», Конституционный Суд Республики Карелия

определил:

  1. Прекратить производство по делу по обращению Мамонтова Валерия Федоровича о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия статьи 6 Закона Республики Карелия от 12 ноября 2007 года № 1128-ЗРК
    «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия».
  2. Определение является окончательным, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения.
  3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в очередном номере газеты «Карелия» и в официальном издании «Собрание законодательства Республики Карелия», а также размещению на официальном сайте Конституционного Суда Республики Карелия.

Рубрики: Новости, Определения