Послание от 30.09.2016 г.

Послание Конституционного Суда Республики Карелия Законодательному Собранию Республики Карелия

30 сентября 2016 года
город Петрозаводск
  1. В числе фундаментальных конституционных принципов особое место занимают принципы верховенства права и прямого действия Конституции Республики Карелия. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Карелия, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и Конституции Республики Карелия. Органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, организации, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию, законы и иные нормативные правовые акты Республики Карелия.

В силу конституционных положений смысл, содержание и применение законов определяют права и свободы человека и гражданина, а их обеспечение и защита в соответствии с законом – основная обязанность всех органов государственной власти и местного самоуправления. В свою очередь, важнейшей конституционной гарантией всех других прав и свобод человека и гражданина является право на судебную защиту, ценность которого обусловлена особым местом судебной власти в системе разделения властей и ее прерогативами по осуществлению правосудия, вытекающими из Конституции Республики Карелия.

Универсальным юридическим средством защиты прав и свобод человека и гражданина, которое воздействует на правотворческую и правоприменительную практику всех органов власти в Республике Карелия, является обращение с запросом о проверке нормативных правовых актов на соответствие Конституции Республики Карелия в Конституционный Суд Республики Карелия – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Устраняя не соответствующие Конституции Республики Карелия нормы из системы права, Конституционный Суд Республики Карелия восстанавливает справедливость в отношении граждан, конституционные права и свободы которых нарушены.

Конституционный Суд Республики Карелия, реализуя свои полномочия по отправлению конституционного правосудия, проверяет конституционность законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления в Республике Карелия и их должностных лиц, разрешает споры о компетенции между указанными органами, дает толкование Конституции Республики Карелия.

В ходе рассмотрения дела Конституционный Суд Республики Карелия решает исключительно вопросы права, руководствуясь при этом не только Конституцией Республики Карелия, но и Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, нормами международного права, а также учитывая правовые позиции, выработанные Конституционным Судом Российской Федерации.

Правовая позиция Конституционного Суда Республики Карелия, выраженная в том или ином его решении, распространяется не только на участников дела, но и на неограниченный круг лиц, права и обязанности которых затрагиваются оспоренным актом. При этом введенная в Республике Карелия модель конституционного судопроизводства не ограничивает полномочия Конституционного Суда Республики Карелия проверкой конституционности оспариваемых нормативных положений в порядке конкретного нормоконтроля, а является наиболее демократичной, обеспечивающей широкий доступ к правосудию, – в Конституционный Суд Республики Карелия с обращением о проверке конституционности нормативного правового акта может обратиться любой гражданин независимо от того, применялся ли этот акт в правоотношениях с его участием, и нарушены ли его права, свободы и законные интересы.

  1. Образованный Верховным Советом Республики Карелия в соответствии с Конституцией Республики Карелия и принятым на ее основе Законом Республики Карелия от 17 марта 1994 года № XII-24/650 «О Конституционном Суде Республики Карелия» Конституционный Суд Республики Карелия начал свою работу 10 ноября 1994 года и в 2016 году отмечает 22-летие своей деятельности.

С января 2012 года в связи с выходом в отставку судей Конституционный Суд Республики Карелия не осуществлял свои полномочия до формирования его полного состава в июле 2013 года.

В период с июля 2013 года по июль 2016 года в Конституционный Суд Республики Карелия поступило более 200 обращений в письменной и устной формах от жителей Республики Карелия и других субъектов Российской Федерации, депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия, являющихся в соответствии с Законом Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» самостоятельными субъектами права на обращение в Конституционный Суд Республики Карелия и активно пользующихся этим правом.

Защита прав и свобод человека обеспечивается Конституционным Судом Республики Карелия также путем приема, консультаций граждан (разъяснений по вопросам конституционного судопроизводства и иным вопросам правового характера), осуществляемым аппаратом Конституционного Суда Республики Карелия. Большое количество обращений поступает от социально-уязвимых категорий граждан, в частности, инвалидов, пенсионеров, представителей многодетных семей, лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование, и осужденных.

Обращения, не отвечающие требованиям закона, возвращаются заявителям в порядке статьи 38 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» (в частности, обращения об обжаловании решений судов общей юрисдикции, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, по вопросам осуществления надзора за деятельностью органов и должностных лиц уголовно-исполнительной системы) с указанием причин возвращения и информацией о том, в какой государственный орган или организацию, компетентные решать поставленные в обращении вопросы, заявитель может обратиться.

С момента возобновления деятельности Конституционного Суда Республики Карелия количество обращений неуклонно растет, что свидетельствует о востребованности конституционной юстиции в республике.

Заявители (в числе которых граждане, депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия) в своих обращениях, рассмотренных в порядке конституционного судопроизводства в 2013-2016 годах, оспаривали конституционность положений законов Республики Карелия, постановлений Правительства Республики Карелия, указов Главы Республики Карелия, нормативных правовых актов иных органов исполнительной власти Республики Карелия, нормативных правовых актов органов местного самоуправления в Республике Карелия; впервые за историю деятельности Конституционного Суда Республики Карелия депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия обратились с запросом о толковании Конституции Республики Карелия.

Конституционным Судом Республики Карелия в период с июля 2013 года по сентябрь 2016 года было принято 24 решения по коллективным и индивидуальным обращениям: 9 постановлений (из них 6 – о признании положений нормативных правовых актов Республики Карелия не соответствующими Конституции Республики Карелия, 2 – о признании положений нормативных правовых актов Республики Карелия соответствующими Конституции Республики Карелия, 1 – о толковании Конституции Республики Карелия), 15 определений (в том числе определения об отказе в принятии обращения к рассмотрению, о прекращении производства по делу).

Осуществляя конституционное судопроизводство, Конституционный Суд Республики Карелия принимает постановление по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. При этом оценка конституционности правовых норм проверяемых актов осуществляется с учетом их влияния на развитие общественных отношений на основе конституционных принципов.

При разрешении дел в 2013-2016 годах Конституционным Судом Республики Карелия выявлены в нормативных правовых актах Республики Карелия нарушения конституционных принципов верховенства права, равенства и справедливости, разделения властей.

Постановлением от 8 июля 2015 года признано не соответствующим Конституции Республики Карелия правовое предписание части 2 статьи 2.14 Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях» в части, устанавливающей привлечение юридического лица к административной ответственности за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, в виде административного штрафа в размере ста тысяч рублей, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования это законоположение не позволяет индивидуализировать административную ответственность и, соответственно, обеспечить назначение законного, соразмерного деянию, справедливого наказания. Как отмечено в Постановлении, санкции штрафного характера в республиканском законе должны быть справедливыми и соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Принципы справедливости и соразмерности предполагают установление публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию наказания при применении административного штрафа. Отступление от этих правил означает невозможность назначения справедливого и соразмерного наказания, а значит, и умаление конституционных принципов верховенства права и равенства.

Законодательному Собранию Республики Карелия в срок не позднее шести месяцев со дня провозглашения Постановления предписано внести в Закон Республики Карелия «Об административных правонарушениях» изменения, обеспечивающие устранение выявленных неконституционных аспектов правового регулирования ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 2.14 данного Закона Республики Карелия.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, принцип равенства носит универсальный характер, оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений, гарантирует защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции, но и прав, приобретаемых на основании закона.

В сфере социальной защиты соблюдение принципа равенства означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах на социальную поддержку лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Конституционный Суд Республики Карелия выявил несоблюдение этого принципа республиканским законодателем, установившим работающим и проживающим за пределами городов педагогическим работникам государственных учреждений Республики Карелия, за исключением работников государственных образовательных учреждений Республики Карелия, меру социальной поддержки в форме освобождения от оплаты жилой площади с отоплением и освещением независимо от вида жилищного фонда (пункт 11 статьи 2 во взаимосвязи с частью пятой статьи 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» (в редакции от 4 марта 2014 года).

Проверив названные правовые положения на соответствие Конституции Республики Карелия, Конституционный Суд Республики Карелия в Постановлении от 14 января 2014 года указал, что поскольку работающие и проживающие за пределами городов педагогические работники муниципальных учреждений социального обслуживания для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющих государственное полномочие Республики Карелия, принадлежат к той же категории специалистов, что и работающие и проживающие за пределами городов педагогические работники государственных учреждений социального обслуживания Республики Карелия для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей; они также имеют право на меру социальной поддержки в форме освобождения от оплаты жилой площади с отоплением и освещением независимо от вида жилищного фонда. Иное, в нарушение конституционного принципа равенства, приводит к необоснованным различиям в объеме социальных прав граждан, относящихся к одной и той же вышеуказанной категории.

Постановлением Конституционного Суда Республики Карелия от 14 января 2014 положение пункта 11 статьи 2 во взаимосвязи с частью пятой статьи 3 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» признано не соответствующим Конституции Республики Карелия в той мере, в какой оно в системе действующего правового регулирования не обеспечивает предоставление меры социальной поддержки в форме освобождения от оплаты жилой площади с отоплением и освещением независимо от вида жилищного фонда работающим и проживающим за пределами городов педагогическим работникам муниципальных учреждений социального обслуживания для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, выполняющих государственное полномочие Республики Карелия, равным образом с работающими и проживающими за пределами городов педагогическими работниками государственных учреждений Республики Карелия.

Раскрывая содержание конституционного принципа равенства, Конституционный Суд Республики Карелия указал, что соблюдение формально-юридического равенства не исключает возможности и обязывает государство предоставлять специальные права, льготы и преференции различным категориям граждан в целях преодоления их фактического неравенства. При этом конституционный принцип равенства распространяется не только на конституционно установленные права и свободы, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретенные на основании закона.

Применительно к коренным малочисленным народам, которые, как и любые национальные меньшинства, объективно обладают меньшими возможностями для самовыражения и отстаивания своих прав и интересов, это предполагает создание преимуществ, гарантирующих достижение реального равенства прав и законных интересов данных народов с основными правами и свободами человека и гражданина, а также механизмов реализации таких преимуществ.

Конституционный Суд Республики Карелия в Постановлении от 11 июля 2014 года констатировал, что вопреки конституционным требованиям равенства и верховенства закона Указ Главы Республики Карелия от 13 сентября 2012 года № 121 «Об определении видов разрешенной охоты в охотничьих угодьях на территории Республики Карелия, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения» не обеспечивает на территории Республики Карелия защиту специального права, предоставленного федеральным законодательством для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, – права на осуществление такого вида охоты, как охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренного малочисленного народа – вепсов, проживающих в Республике Карелия в Прионежском муниципальном районе (Шокшинское вепсское, Шелтозерское вепсское, Рыборецкое вепсское сельские поселения), а потому не соответствует Конституции Республики Карелия.

Юридическое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы; законоположения, по своему содержанию и (или) по форме не отвечающие указанным критериям, порождают противоречивую правоприменительную практику, создают возможность их неоднозначного толкования и произвольного применения и тем самым ведут к нарушению конституционных гарантий государственной, в том числе судебной, защиты прав, свобод и законных интересов граждан.

Конституционный Суд Республики Карелия в своих решениях неоднократно указывал, что Конституция Республики Карелия (часть 1 статьи 5, часть 1 статьи 19) обязывает органы государственной власти при регулировании общественных отношений соблюдать конституционные принципы равенства, справедливости и соразмерности, из которых вытекают требования формальной определенности, ясности, четкости, непротиворечивости, системности и комплексности правового регулирования. Нарушение требования формальной определенности правовой нормы само по себе является достаточным основанием для признания правовой нормы не соответствующей Конституции Республики Карелия.

Так, Конституционный Суд Республики Карелия признал не соответствующим Конституции Республики Карелия правовое предписание абзаца пятого пункта 10 Положения о природном парке «Валаамский архипелаг», утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 31 декабря 1999 года № 207-П, в той мере, в какой оно не устанавливает организационно-правовой порядок обязательного согласования предоставления земель, лесов и вод в пользование на территории природного парка (Постановление от 14 ноября 2013 года).

Указанным правовым предписанием была установлена обязанность по согласованию с администрацией природного парка, государственными органами лесного хозяйства, охраны природы и памятников истории и культуры предоставления земель, лесов и вод в пользование на территории природного парка. Исходя из требований универсального принципа юридического равенства и общеправового принципа формальной определенности права Правительство Республики Карелия обязано было ясно и недвусмысленно определить организационно-правовой порядок согласования, имеющий целью достижение взаимно приемлемого решения путем координации интересов всех участников.

Проверив положение абзаца пятого пункта 10 Положения о природном парке «Валаамский архипелаг» на соответствие Конституции Республики Карелия, Конституционный Суд Республики Карелия установил, что его нормативное содержание является столь неясным как само по себе, так и в системе действующего правового регулирования, что на его основе объективно невозможно формирование единообразной правоприменительной практики, а правоприменительные органы в рамках данной нормы могут иметь недопустимую в правовом государстве свободу усмотрения по ее истолкованию и применению, что неизбежно создает угрозу властного произвола и нарушение принципа равенства всех перед законом.

Конституционные принципы верховенства права и равенства всех перед законом и судом были нарушены и при конструировании правовых норм, устанавливающих правила предоставления (назначения и выплаты) такой меры социальной поддержки, как бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов.

Конституционный Суд Республики Карелия в Постановлении от 2 декабря 2014 года указал следующее.

Нормативное содержание порядка (процедуры) взаимодействия органов государственной власти с гражданами в целях реализации их прав должно определять конкретный перечень сменяющих друг друга юридически значимых, достаточных для достижения конечного результата действий сторон, а также позволять сторонам соотносить с нормативно установленными правилами свое поведение, предвидеть правовые последствия своих действий.

Однако правовые нормы пунктов 15-18 Порядка не позволяют точно, ясно и недвусмысленно определить орган, уполномоченный от имени государства предоставлять гражданину меру социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов и принимать соответствующее властное решение, не определяют юридические действия, необходимые для начала процедуры по предоставлению меры социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов, последующие действия, необходимые для достижения результата, а также действия, прекращающие процедуру; не позволяют определить сроки осуществления процедурных действий, связанных с реализацией права граждан на меру социальной поддержки.

Таким образом, оспариваемые правовые предписания характеризуются тем, что они как сами по себе, так и в системе действующего правового регулирования, не устанавливают точно, ясно и недвусмысленно необходимый процедурный механизм, позволяющий гражданам реализовать свое право на меру социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов, что в свою очередь приводит к нарушению принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Указанные положения были признаны не соответствующими Конституции Республики Карелия в той мере, в какой они не обеспечивали реализацию права граждан на меру социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов.

Нарушение принципов верховенства права и равенства выявил Конституционный Суд Республики Карелия и при проверке на соответствие Конституции Республики Карелия приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 2 марта 2015 года № 27 «Об утверждении нормативов потребления твердого топлива для населения, проживающего в домах (жилых помещениях) с печным отоплением на территории Республики Карелия». Установив, что утверждение нормотворческим органом нормативов потребления твердого топлива в целях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг порождает недопустимую правовую неопределенность в отношении порядка расчета предоставляемых мер социальной поддержки, вследствие которой указанные нормативы фактически применяются центрами социальной работы городов и районов Республики Карелия в отсутствие правовых оснований, что не отвечает конституционным принципам юридического равенства, верховенства права, приводит к нарушению принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, Конституционный Суд Республики Карелия признал оспариваемый приказ не соответствующим Конституции Республики Карелия.

Оценив приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, в том числе с точки зрения разграничения компетенции между органами государственной власти Республики Карелия, Конституционный Суд Республики Карелия констатировал, что орган исполнительной власти, осуществляя правовое регулирование, вторгся в компетенцию законодателя Республики Карелия, в связи с чем оспариваемый приказ нарушает конституционный принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Конституционный Суд Республики Карелия отказывал в принятии обращений к рассмотрению по основаниям, предусмотренным Законом Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», в частности, в следующих случаях:

1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду Республики Карелия.

Так, в принятии к рассмотрению обращения об оспаривании некоторых правовых предписаний пунктов 1, 2 Решения VI сессии I созыва Совета Нововилговского сельского поселения от 21 августа 2006 года № 1 «Об установлении земельного налога на территории Нововилговского сельского поселения» и постановления Правительства Республики Карелия от 20 ноября 2009 года № 266-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений», ряда обращений об оспаривании положений Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 года № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях» Конституционный Суд Республики Карелия отказал, установив, что заявители, формально оспаривая конституционность нормативных правовых актов Республики Карелия и муниципальных правовых актов, фактически ставят вопрос об их проверке на соответствие положениям федерального законодательства.

Отсутствовали правовые основания и для принятия к рассмотрению обращения о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия пункта 3 Соглашения о минимальной заработной плате в Республике Карелия, так как оспаривались положения правового акта, не относящегося к числу нормативных правовых актов, конституционность которых может быть проверена Конституционным Судом Республики Карелия.

В некоторых случаях заявители, обращаясь с просьбой проверить нормативные правовые акты на соответствие Конституции Республики Карелия, фактически просили проверить законность и обоснованность состоявшихся судебных решений, правильность выбора норм, примененных при разрешении конкретного дела, либо разрешить спор о праве в рамках конкретного дела. В связи с тем, что проверка законности судебных актов судов общей юрисдикции, принятых с участием заявителя, равно как и разрешение споров о праве в рамках конкретных дел, к компетенции Конституционного Суда Республики Карелия, не относятся, в принятии такого рода обращений было отказано;

2) обращение в соответствии с требованиями закона не является допустимым.

Рассмотрев в судебных заседаниях вопрос о принятии к рассмотрению обращений об оспаривании положений Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях», Закона Республики Карелия от 1 ноября 2004 года № 813-ЗРК «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия», Закона Республики Карелия от 1 декабря 2004 года № 825-ЗРК «О муниципальных районах в Республике Карелия», Конституционный Суд Республики Карелия установил, что, формально оспаривая конституционность положений республиканских законов, заявители фактически выражают несогласие с установленными в них правовыми предписаниями и фактически ставят перед Конституционным Судом Республики Карелия вопрос о внесении в законодательные акты целесообразных, по их мнению, изменений. Учитывая, что внесение изменений в законы Республики Карелия является прерогативой законодателя и к полномочиям Конституционного Суда Республики Карелия не относится, Конституционный Суд Республики Карелия отказал в принятии обращений к рассмотрению;

3) по предмету обращения Конституционным Судом ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу (определения Конституционного Суда Республики Карелия от 21 октября 2014 года, от 20 февраля 2015 года, от 14 мая 2015 года).

  1. В Постановлении от 17 апреля 2015 года Конституционный Суд Республики Карелия впервые истолковал положения Конституции Республики Карелия по обращению депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия, внеся ясность в установление конституционно-правового содержания ее норм – взаимосвязанных положений пункта 13 части 2 статьи 41 и пункта 20 статьи 51. Выявляя их действительный конституционный смысл, Конституционный Суд Республики Карелия указал, что изменение закрепленных в Конституции Республики Карелия полномочий ветвей государственной власти Республики Карелия, в том числе в части установления и применения государственных наград Республики Карелия, возможно только в процедуре, предусмотренной главой 7 Конституции Республики Карелия «Обеспечение стабильности Конституции. Порядок ее изменения»; полномочие награждать государственными наградами Республики Карелия означает принятие решения о награждении государственными наградами Республики Карелия путем издания правового акта и принадлежит Главе Республики Карелия; при этом исключается возможность наделения Законодательного Собрания Республики Карелия полномочием награждать государственными наградами Республики Карелия законом Республики Карелия.

Судебное толкование дало развернутое определение действительного содержания и смысла конституционных норм, что было необходимо законодателю для разрешения затянувшегося спора о возможности осуществления нового правового регулирования данных общественных отношений и, несомненно, имело большое практическое значение для деятельности органов государственной власти Республики Карелия.

  1. В соответствии с Конституцией Республики Карелия, Законом Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» решения Конституционного Суда Республики Карелия вступают в силу немедленно после их провозглашения, являются окончательными, общеобязательными, обжалованию не подлежат, имеют непосредственное действие и не требуют подтверждения другими органами или должностными лицами. Законы, иные нормативные правовые акты или их отдельные положения, признанные не соответствующими Конституции Республики Карелия, утрачивают силу и не подлежат применению. Таким образом, Конституционный Суд Республики Карелия не только оценивает действующее законодательство на соответствие Конституции Республики Карелия, но и, признавая нормативные правовые акты (их отдельные положения) неконституционными он, по существу, отменяет их, выполняя функцию «негативного законодателя».

Во исполнение решений Конституционного Суда Республики Карелия, принятых в 2013-2016 годах (о признании нормативных правовых актов не соответствующими Конституции Республики Карелия, а также содержащих предписания в адрес нормотворческих органов), внесены изменения в нормативные правовые акты Республики Карелия, а именно:

в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Республики Карелия от 14 ноября 2013 года постановлением Правительства Республики Карелия от 30 сентября 2014 года № 208-П внесены изменения в постановление Правительства Республики Карелия от 31 декабря 1999 года № 207-П «Об утверждении Положения о природном парке Валаамский архипелаг» (9,5 месяцев с момента вынесения решения);

в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Республики Карелия от 14 января 2014 года Законом Республики Карелия от 3 июля 2014 года № 1814-ЗРК внесены изменения в Закон Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» (5,5 месяцев с момента вынесения решения);

в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Республики Карелия от 11 июля 2014 года Указом Главы Республики Карелия от 28 августа 2014 года № 69 внесены изменения в Указ Главы Республики Карелия от 13 сентября 2012 года № 121 «Об определении видов разрешенной охоты в охотничьих угодьях на территории Республики Карелия, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения» (1,5 месяца с момента вынесения решения);

в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Республики Карелия от 2 декабря 2014 года постановлением Правительства Республики Карелия от 17 февраля 2015 года № 45-П внесены изменения в постановление Правительства Республики Карелия от 17 января 2005 года № 1-П «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» (2,5 месяца с момента вынесения решения);

в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Республики Карелия от 8 июля 2015 года Законом Республики Карелия от 28 октября 2015 года № 1935-ЗРК внесены изменения в статью 2.14 Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях» (4,5 месяца с момента вынесения решения).

Представляется, что необходимые изменения могли бы быть внесены и в более короткие сроки.

Следует отметить, что не все решения Конституционного Суда Республики Карелия исполняются надлежащим образом. В отдельных случаях нормотворческий орган, исполняя решение Конституционного Суда Республики Карелия, ограничивается буквальным воспроизведением правовых позиций, выраженных в резолютивной части решения. В качестве примера можно привести Постановление от 11 июля 2014 года, которым признан не соответствующим Конституции Республики Карелия Указ Главы Республики Карелия от 13 сентября 2012 года «Об определении видов разрешенной охоты в охотничьих угодьях на территории Республики Карелия, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения» в той мере, в какой он в системе действующего правового регулирования не обеспечивает возможность реализации на территории Республики Карелия права на осуществление такого вида охоты, как охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренного малочисленного народа – вепсов, проживающих в Республике Карелия в Прионежском муниципальном районе (Шокшинское вепсское, Шелтозерское вепсское, Рыборецкое вепсское сельские поселения). Во исполнение указанного решения принят Указ Главы Республики Карелия от 28 августа 2014 года № 69, которым в целях формального исполнении решения Конституционного Суда Республики Карелия была лишь воспроизведена резолютивная часть Постановления, однако содержание правовой позиции Конституционного Суда Республики Карелия осталось нереализованным.

Недостаточным является и введенное принятым во исполнение Постановления Конституционного Суда Республики Карелия от 2 декабря 2014 года постановлением Правительства Республики Карелия от 17 февраля 2015 года № 45 правовое регулирование порядка предоставления мер социальной поддержки по ремонту и изготовлению зубных протезов. Конституционный Суд Республики Карелия, не усмотрев достаточных оснований для признания вышеуказанного постановления не соответствующим Конституции Республики Карелия, выявил дефекты в его реализации, а также пробелы в правовом регулировании, установив, в частности, что ни оспариваемый акт, ни иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, не определяют порядок взаимодействия между центрами социальной работы и государственными учреждениями здравоохранения, а также между разными государственными учреждениями здравоохранения. В результате отсутствия регламентации такого взаимодействия и с учетом того, что административный регламент оказания государственной услуги по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов до настоящего времени не принят, срок ожидания гражданами первичного приема с момента обращения в государственное учреждение здравоохранения Республики Карелия составляет от 0 до 42 месяцев. В Постановлении от 29 апреля 2016 года Конституционный Суд Республики Карелия обратил внимание Правительства Республики Карелия на указанные недостатки.

В настоящее время требуют исполнения:

Постановление от 29 апреля 2016 года, которым признан не соответствующим Конституции Республики Карелия приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 2 марта 2015 года № 27 «Об утверждении нормативов потребления твердого топлива для населения, проживающего в домах (жилых помещениях) с печным отоплением на территории Республики Карелия» (в соответствии с Постановлением приказ утратит силу 29 октября 2016 года);

Постановление от 13 июля 2016 года, содержащее предложение Правительству Республики Карелия принять меры по совершенствованию правового регулирования порядка предоставления мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов.

Фактов неисполнения решений Конституционного Суда Республики Карелия, выразившихся в применении органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами признанных неконституционными нормативных правовых актов Республики Карелия не выявлено.

Юридическая сила решений Конституционного Суда Республики Карелия превышает юридическую силу любого нормативного правового акта, признанного не соответствующим Конституции Республики Карелия. Поскольку решения Конституционного Суда Республики Карелия непосредственно влекут утрату юридической силы нормами, признанными неконституционными, возникают пробелы в правовом регулировании различных сфер общественной жизни, что при длительном бездействии нормотворческого органа может привести к нарушению прав граждан и юридических лиц.

Процедурный механизм исполнения решений, определяющий сроки разработки проектов нормативных правовых актов, признанных неконституционными, и круг субъектов, ответственных за их разработку, введен в Закон Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» лишь недавно – Законом Республики Карелия от 26 июня 2015 года № 1907-ЗРК, который принят Законодательным Собранием Республики Карелия по инициативе Конституционного Суда Республики Карелия и направлен на предупреждение случаев неисполнения судебных актов Конституционного Суда Республики Карелия и повышение эффективности нормотворческого процесса, связанного с устранением выявленных Конституционным Судом Республики Карелия несоответствий нормативных правовых актов Конституции Республики Карелия.

  1. С момента восстановления своей деятельности, реализуя предоставленное Конституцией Республики Карелия право законодательной инициативы, Конституционный Суд Республики Карелия активно участвует в законотворческом процессе. Помимо изменений, касающихся механизма исполнения решений Конституционного Суда Республики Карелия, Конституционным Судом Республики Карелия были внесены в Законодательное Собрание Республики Карелия и иные законопроекты, предусматривающие изменение Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» в целях совершенствования процесса конституционного судопроизводства для усиления гарантий конституционных прав граждан; предложенные законопроекты приняты Законодательным Собранием Республики Карелия.
  2. С целью соблюдения одного из основных принципов деятельности Конституционного Суда Республики Карелия – принципа гласности обеспечивается информирование граждан, организаций, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления о деятельности Конституционного Суда Республики Карелия.

В соответствии с законодательством рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда Республики Карелия проводится открыто; проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом. В практике работы Конституционного Суда Республики Карелия закрытые заседания не проводились. Гражданам, в том числе представителям средств массовой информации, обеспечен свободный доступ на заседания Конституционного Суда Республики Карелия.

Решения Конституционного Суда Республики Карелия провозглашаются в полном объеме в открытом заседании немедленно после их подписания. В соответствии со статьями 4.1, 78 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» все решения Конституционного Суда Республики Карелия опубликованы в газете «Карелия», сборнике «Собрание законодательства Республики Карелия» и размещены на официальном сайте Конституционного Суда Республики Карелия (http://ksrk.karelia.ru).

  1. Подводя итоги рассмотрения Конституционным Судом Республики Карелия обращений в 2013-2016 годах и исполнения его решений, следует отметить направленность деятельности органов государственной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления в Республике Карелия и их должностных лиц на поддержание в республике должного уровня конституционной законности. Вместе с тем необходима активизация работы по недопущению принятия нормативных правовых актов, не соответствующих Конституции Республики Карелия, а в случае установления Конституционным Судом Республики Карелия неконституционности нормативных правовых актов или их отдельных положений – незамедлительному устранению допущенных нарушений в целях восстановления конституционной законности, исправления дефектов нормативного правового акта и исключения нарушения конституционных прав граждан в дальнейшей правоприменительной деятельности.

В рамках взаимодействия всех ветвей власти в Республике Карелия Конституционный Суд Республики Карелия выступает гарантом правовой охраны Конституции Республики Карелия, способствует обеспечению прямого действия Конституции Республики Карелия, эффективности конституционно-правового регулирования, укреплению законности и правопорядка в Республике Карелия. При этом Конституционный Суд Республики Карелия не только лишает юридической силы дефектные нормы права, но и осуществляет правотворческую функцию, формулируя правовые позиции, подлежащие обязательному учету при принятии новых нормативных правовых актов и внесении изменений в действующее законодательство, но, не подменяя при этом законодателя и иные нормотворческие органы, а ориентируя их на возможные варианты правового регулирования, стимулируя тем самым развитие регионального и муниципального законодательства и способствуя повышению его качества.

Практика незамедлительной корректировки нормативных правовых актов в целях решения выявленных конституционно-правовых проблем, а также устранения пробелов, возникающих в результате признания правового регулирования неконституционным, имеет большое общественно-политическое значение, так как органы государственной власти, органы местного самоуправления демонстрируют свое уважение к Конституции Республики Карелия и праву в целом, поднимая свой собственный авторитет. Только совместные усилия всех органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц по обеспечению законности в нормотворческой деятельности способны гарантировать соблюдение в республике принципов верховенства права и приоритета прав и свобод человека и гражданина.

Рубрики: Послания