Определение Конституционного Суда Республики Карелия по ходатайству Титова Александра Михайловича об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Республики Карелия от 7 октября 2010 года

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по ходатайству Титова Александра Михайловича об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Республики Карелия от 7 октября 2010 года
город Петрозаводск
4 апреля 2017 года

Конституционный Суд Республики Карелия в составе председательствующего А.А. Тайбакова, судей С.А. Беньяминовой,
М.В. Даниловой,

с участием Титова Александра Михайловича, обратившегося в Конституционный Суд Республики Карелия с ходатайством об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Республики Карелия
от 7 октября 2010 года, представителя Законодательного Собрания Республики Карелия – Э.А. Калкасовой, представителя Главы Республики Карелия – Н.С. Карповой, руководствуясь статьей 82 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия»,

рассмотрел в открытом судебном заседании ходатайство А.М. Титова об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Республики Карелия от 7 октября 2010 года по делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия положений абзаца 1 статьи 4 Закона Республики Карелия от 12 ноября 2007 года № 1128-ЗРК «О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» в связи с обращением гражданина Титова Александра Михайловича.

Заслушав сообщение судьи-докладчика С.А. Беньяминовой, объяснения А.М. Титова, представителей Законодательного Собрания Республики Карелия, Главы Республики Карелия, исследовав представленные документы и иные материалы дела, Конституционный Суд Республики Карелия

установил:

  1. Постановлением Конституционного Суда Республики Карелия
    от 7 октября 2010 года по делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия положений абзаца 1 статьи 4 Закона Республики Карелия от 12 ноября 2007 года № 1128-ЗРК «О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» в связи с обращением гражданина Титова Александра Михайловича признаны соответствующими Конституции Республики Карелия положения абзаца 1 статьи 4 Закона Республики Карелия от 12 ноября 2007 года № 1128-ЗРК «О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия».

Из материалов, приложенных к ходатайству А.М. Титова об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Республики Карелия
от 7 октября 2010 года, следует, что на основании указанного Постановления Администрацией Олонецкого национального муниципального района было издано распоряжение от 29 декабря 2010 года № 1810-р, которым Титову Александру Михайловичу, Главе местного самоуправления в отставке, была возобновлена выплата доплаты к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Законом Республики Карелия от 3 января 2001 года № 456-ЗРК «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия».

В связи с тем, что законодательство не предусматривает порядок индексации доплаты, назначенной в соответствии с Законом Республики Карелия от 3 января 2001 года № 456-ЗРК «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия», и снижением уровня социальной защищенности, А.М. Титов обратился в суд общей юрисдикции с исковым заявлением к Совету Олонецкого национального муниципального района об обязании совершить определенные действия – установить ему ежемесячную доплату в размере, предусмотренном статьей 4 Закона Республики Карелия от 12 ноября 2007 года № 1128-ЗРК «О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия».

Судебными решениями А.М. Титову было отказано в удовлетворении исковых требований (решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 24 апреля 2015 года, апелляционное определение Верховного Суда Республики Карелия от 17 июля 2015 года).

В своем ходатайстве в Конституционный Суд Республики Карелия
А.М. Титов просит разъяснить Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 7 октября 2010 года, ответив на следующий вопрос:

каким образом должно было быть исполнено Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 7 октября 2010 года органами местного самоуправления Олонецкого национального муниципального района.

  1. Правовыми предписаниями абзаца 1 статьи 4 Закона Республики Карелия «О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» в редакции, действовавшей на момент вынесения Конституционным Судом Республики Карелия Постановления от 7 октября 2010 года, о разъяснении которого ходатайствует заявитель, было закреплено, что лицам, замещавшим муниципальные должности, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности), в установленном уставом муниципального образования порядке могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности).

Указанным Законом Республики Карелия был признан утратившим силу Закон Республики Карелия от 3 января 2001 года № 456-ЗРК «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия», в соответствии со статьей 13 которого установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии являлось обязанностью органов местного самоуправления. Указанная доплата представляла собой часть пенсионного обеспечения выборного должностного лица.

Оценивая положения абзаца 1 статьи 4 Закона Республики Карелия
«О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» в системе действующего правового регулирования Конституционный Суд Республики Карелия указал следующее:

предоставление органам местного самоуправления права по установлению дополнительной гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в отношении выборных должностных лиц местного самоуправления, вышедших на трудовую пенсию по старости (инвалидности), в соответствии с указанными положениями, не может служить основанием для отмены права на доплату к пенсии для той категории выборных должностных лиц местного самоуправления, которым оно было предоставлено в период действия Закона Республики Карелия от 3 января 2001 года № 456-ЗРК
«О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия»;

сама по себе утрата силы Законом Республики Карелия «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия» не может рассматриваться как основание для отмены ранее установленных гарантий по ежемесячной доплате к трудовой пенсии по старости, по инвалидности для лиц указанной категории;

порядок установления ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), предписанный абзацем 1 статьи 4 Закона Республики Карелия «О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия», в равной мере распространяется только на тех лиц, которые замещали муниципальные должности и вышли на трудовую пенсию по старости (инвалидности) после вступления его в силу. Оспариваемые положения Закона Республики Карелия от 12 ноября 2007 года № 1128-ЗРК
«О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства для лиц, которые вышли на пенсию в период действия Закона Республики Карелия от 3 января 2001 года № 456-ЗРК;

правовые предписания абзаца 1 статьи 4 Закона Республики Карелия
от 12 ноября 2007 года № 1128-ЗРК «О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» не затрагивают право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости, инвалидности тех выборных лиц местного самоуправления, кому это право было предоставлено в период действия Закона Республики Карелия от 3 января 2001 года № 456-ЗРК
«О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия», не могут рассматриваться как основание для отмены или ограничения этого права.

Данные выводы Конституционного Суда Республики Карелия не содержат неясностей и не нуждаются в каком-либо дополнительном истолковании, что подтверждается правоприменительной практикой. Так, поводом для первоначального обращения А.М. Титова с просьбой о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия абзаца 1 статьи 4 Закона Республики Карелия от 12 ноября 2007 года № 1128-ЗРК «О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» послужил отказ органов местного самоуправления в Олонецком национальном муниципальном районе на основании указанных положений в выплате ему ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с утратившим силу Законом Республики Карелия от 3 января 2001 года № 456-ЗРК. Применяя правовые позиции, сформулированные в Постановлении Конституционного Суда Республики Карелия от 7 октября 2010 года, Администрация Олонецкого национального муниципального района издала распоряжение от 29 декабря 2010 года
№ 1810-р, согласно которому Титову Александру Михайловичу, Главе местного самоуправления в отставке, была возобновлена выплата указанной доплаты, тем самым было восстановлено право заявителя.

  1. По смыслу статьи 82 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» официальное разъяснение решения Конституционного Суда Республики Карелия дается только в пределах содержания этого решения, по предмету, относящемуся к компетенции Конституционного Суда Республики Карелия, и не должно являться простым его воспроизведением. Ходатайство об официальном разъяснении решения Конституционного Суда Республики Карелия не может быть удовлетворено, если поставленные в нем вопросы не требуют какого-либо дополнительного истолкования решения по существу или предполагают необходимость формулирования новых правовых позиций.

Заявитель, формально ходатайствуя о разъяснении Постановления
от 7 октября 2010 года, фактически выражает несогласие с расчетом назначенной ему в соответствии с Законом Республики Карелия от 3 января 2001 года № 456-ЗРК «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия» доплаты к трудовой пенсии, выплата которой была возобновлена на основании распоряжения Администрации Олонецкого национального муниципального района от 29 декабря 2010 года
№ 1810-р, и ставит перед Конституционным Судом Республики Карелия вопрос о проверке законности не являющегося нормативным правовым актом распоряжения Администрации Олонецкого национального муниципального района, что к компетенции Конституционного Суда Республики Карелия, как она определена статьей 68 Конституции Республики Карелия и статьей 3 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», не относится.

Таким образом, поскольку поставленный в ходатайстве вопрос не требует какого-либо дополнительного истолкования Постановления от 7 октября
2010 года по существу, основания для его официального разъяснения Конституционным Судом Республики Карелия отсутствуют.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 71-74, 82 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», Конституционный Суд Республики Карелия

определил:

  1. Отказать в удовлетворении ходатайства Титова Александра Михайловича об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Республики Карелия от 7 октября 2010 года.
  2. Определение окончательно и обжалованию не подлежит.
  3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в очередном номере газеты «Карелия» и официальном издании «Собрание законодательства Республики Карелия», а также размещению на официальном сайте Конституционного Суда Республики Карелия.

Председательствующий                                                    А.А. Тайбаков

Судьи                                                                                    С.А. Беньяминова

М.В. Данилова

Рубрики: Новости, Определения