3 ноября 2017 года Конституционный Суд Республики Карелия провозгласил решение по делу о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия правовых предписаний части третьей статьи 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК «О социальной поддержке граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» в связи с обращением Гусаровой Маргариты Геннадьевны

3 ноября 2017 года Конституционный Суд Республики Карелия провозгласил решение по делу о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия правовых предписаний части третьей статьи 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК «О социальной поддержке граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» в связи с обращением Гусаровой Маргариты Геннадьевны

История вопроса

Право на предоставление бесплатных квартир с отоплением и освещением для работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа медицинских работников (в том числе работников со средним медицинским образованием) было предусмотрено законодательством РСФСР, Российской Федерации в целях обеспечения благоприятных условий труда в сельской местности, усиления и укрепления кадров сельских специалистов и привлечения на село новых квалифицированных работников.

При введении системы социальной защиты граждан, основанной на положениях Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия по установлению мер социальной поддержки медицинских работников были разграничены между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности (поселках городского типа) организации здравоохранения.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 2012 года, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан с последующими изменениями признаны утратившими силу; одновременно Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам за счет средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Кроме того, с 1 января 2012 года ранее возложенные на органы местного самоуправления полномочия по организации оказания гражданам первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи закреплены за органами государственной власти субъектов Российской Федерации; муниципальные учреждения здравоохранения переданы из муниципальной собственности в государственную собственность Республики Карелия.

Законом Республики Карелия от 17 декабря 2004 года
№ 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» определен круг лиц, имеющих право на получение социальной поддержки, к которым отнесены специалисты государственных учреждений Республики Карелия, работающие и проживающие за пределами городов, в том числе работники со средним медицинским образованием, а также закрепено их право на социальную поддержку в форме оплаты жилой площади с отоплением и освещением в пределах социальных норм площади жилья, устанавливаемых Правительством Республики Карелия, и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Позиция заявительницы

По мнению заявительницы, оспариваемые правовые предписания не соответствуют Конституции Республики Карелия, ее статьям 2 (часть 2), 5 (часть 2), 7 (часть 1), 16, 17, 19, 25, поскольку  уменьшают объем социальных гарантий, предоставлявшихся данной категории специалистов до 1 января 2005 года в соответствии с федеральным законодательством, чем снижают уровень их социальной защищенности. Кроме того, по мнению заявительницы, оспариваемые правовые предписания нарушают конституционный принцип равенства, поскольку ставят работающих и проживающих за пределами городов специалистов со средним медицинским образованием в неравное правовое положение с другими категориями специалистов, получающих меру социальной поддержки в форме полного освобождения от оплаты жилой площади с отоплением и освещением независимо от вида жилищного фонда, а именно  – проживающими за пределами городов пенсионерами, проработавшими не менее десяти лет медицинскими работниками со средним специальным образованием, в государственных учреждениях и (или) муниципальных учреждениях, расположенных в сельской местности, поселках городского типа, и педагогическими работниками.

Позиция Суда

Конституционный Суд РК отметил следующее.

Правовые предписания части третьей статьи 3 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия», предусматривающие что социальная поддержка специалистов государственных учреждений Республики Карелия – работников со средним медицинским образованием, работающих и проживающих за пределами городов, осуществляется в форме оплаты жилой площади с отоплением и освещением в пределах социальных норм площади жилья, устанавливаемых Правительством Республики Карелия, и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, направлены на создание благоприятных условий для обеспечения социальной защищенности квалифицированных специалистов, работающих и проживающих  в сельской местности, и сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.

Республиканский законодатель, закрепляя право граждан на получение мер социальной поддержки, и, определяя условия его возникновения, вправе вносить изменения в ранее установленные правила предоставления мер социальной поддержки, в том числе изменять размер, основания и формы предоставления, а также круг лиц, имеющих право на определенные меры социальной поддержки.

Вместе с тем при внесении подобных изменений должно быть обеспечено соблюдение положений Конституции Республики Карелия, закрепляющих, что человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, личные неприкосновенность и безопасность, права и свободы являются высшей ценностью (статья 2); в Республике Карелия устанавливается верховенство права (статья 5); права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, а обеспечение и защита в соответствии с законом прав и свобод человека и гражданина — основная обязанность всех органов государственной власти и местного самоуправления (статья 17); все равны перед законом и судом (статья 19).

Исходя из необходимости соблюдения принципа правовой определенности и предсказуемости законодательной политики в указанной сфере республиканский законодатель, вводя с 1 января 2005 года новое правовое регулирование  правил предоставления вышеуказанной меры социальной поддержки, должен был обеспечить участникам соответствующих правоотношений возможность предвидеть последствия своего поведения, в частности посредством установления временного правового регулирования, в случае, если новое правовое регулирование приводило к ухудшению условий предоставления меры социальной поддержки.

Вместе с тем отсутствие в Законе Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» переходных положений, с учетом длительного (более 12 лет) периода, прошедшего с момента вступления в силу оспариваемой нормы, само по себе не является достаточным основанием для признания ее неконституционной.

Нарушение правил юридической техники, выразившееся в том, что в период с 1 января 2005 года по 27 июня 2005 года на территории Республики Карелия основания и условия предоставления меры социальной поддержки по оплате жилья с отоплением и освещением для работников государственных учреждений со средним медицинским образованием, работающих и проживающих за пределами городов, регулировались  по-разному нормативными правовыми актами одинаковой юридической силы (законом Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» и Законом Республики Карелия «Об охране здоровья граждан и медико-социальной помощи на территории Республики Карелия»), учитывая, что оспариваемые нормы не затрагивали прав заявительницы, впервые поступившей на работу после 1 января 2005 года в муниципальное учреждение, также само по себе не является основанием для признания нормы неконституционной. Проверка же оспариваемых положений Закона Республики Карелия на соответствие другому закону Республики Карелия не входит в компетенцию Конституционного Суда Республики Карелия.

Оценка достаточности установленных в Законе Республики Карелия мер социальной поддержки, эквивалентности этих мер тому объему социальных гарантий, которые предоставлялись данной категории граждан до 1 января 2005 года, а также проверка соответствия норм Закона Республики Карелия федеральному законодательству также не входят в компетенцию Конституционного Суда Республики Карелия.

Установление Законом Республики Карелия  меры социальной поддержки в форме оплаты жилой площади с отоплением и освещением (полностью либо частично) для различных категорий граждан не означает наличие одинакового правового статуса у получателей указанной меры социальной поддержки и, как следствие, обязанность законодателя Республики Карелия предоставлять им одинаковые гарантии и компенсации, в том числе в связи  с проживанием в сельской местности. При осуществлении соответствующего правового регулирования законодатель Республики Карелия вправе учитывать, в числе прочего, и такие объективные критерии выделения в отдельную категорию лиц, имеющих право на получение конкретных мер социальной поддержки, как достижение пенсионного возраста, наличие трудовых отношений с определенными организациями, выполняющими социально значимые функции, предшествующее правовое регулирование.

С конституционно-правовой точки зрения различия в правовом положении работников со средним медицинским образованием государственных учреждений Республики Карелия, работающих и проживающих за пределами городов, и проживающих за пределами городов пенсионеров, проработавших не менее десяти лет медицинскими работниками со средним специальным образованием, обусловлены достижением последними пенсионного возраста и (или) прекращением трудовых отношений и не являются исключительно формальными.

Что касается различий в рассматриваемом аспекте между правовым статусом работающих и проживающих за пределами городов работников со средним медицинским образованием государственных учреждений Республики Карелия и педагогических работников, то такие различия обусловлены характером осуществляемой трудовой деятельности, и также не могут рассматриваться как формальные.

Таким образом, осуществленная законодателем Республики Карелия дифференциация правового регулирования предоставления меры социальной поддержки вышеуказанным категориям граждан основана на объективных критериях и не может рассматриваться как нарушение принципа равенства  всех перед законом, а выделение в отдельную категорию лиц, имеющих право на получение конкретных видов социальной поддержки, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, не относящихся к данной категории.

 Таким образом, Конституционный Суд Республики Карелия признал соответствующими Конституции Республики Карелия, ее статьям 2 (часть 2), 5 (часть 2), 7 (часть 1), 16, 17, 19, 25 правовые предписания части третьей статьи 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года
№ 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия», устанавливающие, что оплата жилой площади с отоплением и освещением как мера социальной поддержки работников со средним медицинским образованием государственных учреждений Республики Карелия, работающих и проживающих за пределами городов, осуществляется в пределах социальных норм площади жилья, устанавливаемых Правительством Республики Карелия, и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Председательствовала в процессе Данилова Мария Вадимовна

Судья-докладчик Тайбаков Алексей Алексеевич

Рубрики: Новости