Определение Конституционного Суда Республики Карелия от 4 декабря 2017 года об отказе в принятии к рассмотрению обращения Хворова Анатолия Павловича о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия приказа Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия от 15 июля 2015 года № 210 «Об организации работы по обеспечению прав коренного малочисленного народа Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации – вепсов, а также лиц, которые не относятся к указанному народу, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов»

Именем Республики Карелия

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

об отказе в принятии к рассмотрению обращения Хворова Анатолия Павловича о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия приказа Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия от 15 июля 2015 года № 210 «Об организации работы по обеспечению прав коренного малочисленного народа Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации – вепсов, а также лиц, которые не относятся к указанному народу, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов»

город Петрозаводск
4 декабря  2017 года

Конституционный Суд Республики Карелия в составе председательствующего А.А. Тайбакова, судей С.А. Беньяминовой,
М.В. Даниловой,

заслушав заключение судьи С.А. Беньяминовой, проводившей на основании статьи 39 Закона Республики Карелия от 7 июля 2004 года
№ 790-ЗРК «О Конституционном Суде Республики Карелия» предварительное изучение обращения Хворова Анатолия Павловича о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия приказа Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия от 15 июля 2015 года № 210
«Об организации работы по обеспечению прав коренного малочисленного народа Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации – вепсов, а также лиц, которые не относятся к указанному народу, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов»,

установил:

  1. Заявитель оспаривает конституционность приказа Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия от 15 июля 2015 года № 210 «Об организации работы по обеспечению прав коренного малочисленного народа Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации – вепсов, а также лиц, которые не относятся к указанному народу, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов».

Согласно подпункту 1 пункта 1 приказа при рассмотрении обращений граждан о проставлении в охотничьем билете отметки «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления» Управление охотничьего хозяйства руководствуется распоряжением Правительства Российской Федерации
от 8 мая 2009 года № 631-р, которым к видам традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации отнесены: промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции. В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приказа заявителю – лицу, относящемуся к коренному малочисленному народу Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации – вепсам, проживающему в Республике Карелия в Шокшинском вепсском, Шелтозерском вепсском, Рыборецком вепсском сельских поселениях Прионежского муниципального района, для проставления отметки в охотничий билет единого федерального образца, предлагается представлять в Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия в числе прочих документов письмо общины коренного малочисленного народа или органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого постоянно проживает заявитель, содержащее сведения о том, что заявитель осуществляет предусмотренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года № 631-р виды традиционной хозяйственной деятельности коренного малочисленного народа в области охоты (письмо органа местного самоуправления представляется по собственной инициативе заявителя).

По мнению А.П. Хворова, оспариваемый акт не соответствует Конституции Республики Карелия, ее статьям 5 (части 1 и 2), 8 (часть 2), 21, поскольку подменяет понятие охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на понятие промысловая охота, устанавливает неисполнимую обязанность предоставления письма от общины коренного малочисленного народа, не определяет порядок проставления отметки в охотничьем билете, позволяющей осуществлять охоту  в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в Шелтозерском и Шокшинском охотничьих хозяйствах, находящихся с 2011 года в пользовании Карельской региональной общественной организации охотников и рыболовов, тем самым создает правовые препятствия для реализации права коренного малочисленного народа Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации – вепсов на охоту в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности.

  1. Конституционный Суд Республики Карелия, изучив представленные А.П. Хворовым документы и материалы, не находит оснований для принятия обращения к рассмотрению.

В распорядительное судебное заседание Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия был представлен приказ Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия
от 28 ноября 2017 года № 1987, которым оспариваемый акт был признан утратившим силу. Согласно части 2 статьи 40 Закона Республики Карелия
от 4 июля 2012 года № 1619-ЗРК «О нормативных правовых актах Республики Карелия» в случае перераспределения функций между органами исполнительной власти Республики Карелия признание нормативных правовых актов утратившими силу, их отмена, изменение осуществляется тем органом исполнительной власти Республики Карелия, к компетенции которого на день возникновения такой необходимости относится решение вопросов, урегулированных в признаваемых утратившими силу, отменяемых, изменяемых нормативных правовых актах. С 25 октября 2017 года (дата вступления в силу постановления Правительства Республики Карелия от 23 октября 2017 года
№ 367-П «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия») органом, осуществляющим полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, является Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.

По смыслу Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» Конституционный Суд Республики Карелия в процессе конституционного судопроизводства проверяет по обращениям заявителей конституционность действующих нормативных правовых актов. Исключение составляют случаи, предусмотренные пунктом 4 статьи 41 указанного Закона, когда Конституционный Суд Республики Карелия может проверить конституционность нормативного правового акта, отмененного или утратившего юридическую силу к моменту принятия обращения к рассмотрению, если действием этого нормативного правового акта были нарушены конституционные права и свободы граждан.

Поскольку оспариваемый приказ утратил юридическую силу до принятия обращения к рассмотрению, а доказательств нарушения конституционных прав и свобод граждан его действием не представлено, обращение не может быть принято к рассмотрению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 41 (пункт 4), 43, 72 (часть 2) Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», Конституционный Суд Республики Карелия

определил:

  1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения Хворова Анатолия Павловича о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия приказа Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия от 15 июля 2015 года № 210 «Об организации работы по обеспечению прав коренного малочисленного народа Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации – вепсов, а также лиц, которые не относятся к указанному народу, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов», поскольку он утратил силу к моменту принятия обращения к рассмотрению.
  2. Государственная пошлина в размере 300 рублей, уплаченная при обращении о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия приказа Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия от 15 июля 2015 года № 210 «Об организации работы по обеспечению прав коренного малочисленного народа Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации – вепсов, а также лиц, которые не относятся к указанному народу, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов», подлежит возврату Хворову Анатолию Павловичу.
  3. Определение является окончательным, вступает в силу немедленно после его провозглашения и обжалованию не подлежит.

Рубрики: Новости, Определения