Определение Конституционного Суда Республики Карелия от 30 января 2018 года об отказе в принятии к рассмотрению обращения депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия Рогалевича Андрея Сергеевича, Федичева Александра Сергеевича и гражданки Залецкой Ольги Евгеньевны о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия законов Республики Карелия от 1 ноября 2016 года № 2057-ЗРК «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Карелия на 2017 год», от 25 октября 2017 года № 2166-ЗРК «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Карелия на 2018 год»

Именем Республики Карелия

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

об отказе в принятии к рассмотрению обращения депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия Рогалевича Андрея Сергеевича, Федичева Александра Сергеевича и гражданки Залецкой Ольги Евгеньевны о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия законов Республики Карелия от 1 ноября 2016 года № 2057-ЗРК «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Карелия на 2017 год», от 25 октября
2017 года № 2166-ЗРК «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Карелия на 2018 год»

город Петрозаводск
30 января  2018 года

Конституционный Суд Республики Карелия в составе председательствующего С.А. Беньяминовой, судей М.В. Даниловой,
А.А. Тайбакова,

заслушав заключение судьи М.В. Даниловой, проводившей на основании статьи 39 Закона Республики Карелия от 7 июля 2004 года № 790-ЗРК
«О Конституционном Суде Республики Карелия» предварительное изучение обращения депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия Рогалевича Андрея Сергеевича, Федичева Александра Сергеевича и гражданки Залецкой Ольги Евгеньевны о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия Закона Республики Карелия от 1 ноября 2016 года
№ 2057-ЗРК «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Карелия на 2017 год»,

установил:

  1. Заявители оспаривают конституционность Закона Республики Карелия от 1 ноября 2016 года № 2057-ЗРК «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Карелия на 2017 год», установившего величину прожиточного минимума пенсионера в Республике Карелия в целях установления социальной доплаты к пенсии в соответствии с пунктом 4
    статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ
    «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на 2017 год в размере 8540 рублей.

По мнению заявителей, оспариваемый Закон не соответствует Конституции Республики Карелия, ее статьям 2, 4, 5 (часть 2), 16, 17, 25, поскольку при расчете величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Карелия в целях установления социальной доплаты к пенсии на 2017 год был использован неправильный подход, ведущий к необоснованному занижению данной величины и, следовательно, к уменьшению уровня социальной поддержки малообеспеченных пенсионеров в Республике Карелия.

На стадии предварительного изучения обращения заявитель
А.С. Рогалевич, уточняя предмет обращения, заявил о необходимости проверки на соответствие Конституции Республики Карелия Закона Республики Карелия от 25 октября 2017 года № 2166-ЗРК «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Карелия на 2018 год». В распорядительном судебном заседании О.Е. Залецкая поддержала позицию А.С. Рогалевича.

  1. Законы Республики Карелия от 1 ноября 2016 года № 2057-ЗРК
    «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Карелия на 2017 год» и от 25 октября 2017 года № 2166-ЗРК
    «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Карелия на 2018 год» приняты во исполнение правовых предписаний частей 1, 4, 5 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля
    1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», предусматривающих возможность назначения пенсионеру, проживающему на территории Российской Федерации, не осуществляющему работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, социальной доплаты к пенсии (федеральной или региональной) в случае, если сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, устанавливаемой в субъекте Российской Федерации на соответствующий финансовый год, и пункта 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», согласно которому величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации на соответствующий финансовый год устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания ежегодно законом субъекта Российской Федерации.

Следовательно, законы Республики Карелия, как первоначально оспариваемый в обращении, так и указанный заявителями О.Е. Залецкой и
А.С. Рогалевичем, регулируют тождественные правоотношения, а сама норма, устанавливающая величину прожиточного минимума пенсионера, несмотря на имевшие место ежегодные изменения указанной величины в денежном выражении сохраняется в системе действующего правового регулирования и применяется в соответствующих правоотношениях.

Таким образом, Конституционный Суд Республики Карелия полагает допустимым дополнение предмета обращения в части проверки на соответствие Конституции Республики Карелия Закона Республики Карелия от 25 октября 2017 года № 2166-ЗРК «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Карелия на 2018 год».

  1. Конституционный Суд Республики Карелия, изучив представленные заявителями материалы, не находит оснований для принятия обращения к рассмотрению.

3.1. По смыслу Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» Конституционный Суд Республики Карелия в процессе конституционного судопроизводства проверяет по обращениям заявителей конституционность действующих нормативных правовых актов. Исключение составляют случаи, предусмотренные пунктом 4 статьи 41 указанного Закона, когда Конституционный Суд Республики Карелия может проверить конституционность нормативного правового акта, отмененного или утратившего юридическую силу к моменту принятия обращения к рассмотрению, если действием этого нормативного правового акта были нарушены конституционные права и свободы граждан. Поскольку в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 42 Закона Республики Карелия
от 4 июля 2012 года № 1619-ЗРК «О нормативных правовых актах Республики Карелия» Закон Республики Карелия от 1 ноября 2016 года № 2057-ЗРК
«Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Карелия на 2017 год» до принятия обращения к производству утратил юридическую силу в связи с истечением срока, на который было рассчитано его действие, а доказательств нарушения конституционных прав и свобод граждан его действием не представлено, обращение в этой части не может быть принято к рассмотрению.

3.2. Согласно Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72); по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения (части 2 и 5 статьи 76).

Социальная доплата к пенсии как вид государственной социальной помощи предусмотрена Федеральным законом «О государственной социальной помощи», в том числе в целях поддержания уровня жизни пенсионеров, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, и состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии  (статьи 1, 3, 12.1).

Так, федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру в случае, если общая сумма его материального обеспечения, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.

Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходов на выплату федеральных социальных доплат к пенсии, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Финансовое обеспечение расходов на выплату региональных социальных доплат к пенсии осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и иных межбюджетных трансфертов (за исключением дотаций, субсидий и субвенций), предоставляемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 2 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для: оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ; оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам; формирования бюджетов субъектов Российской Федерации. Указанным Федеральным законом установлены также порядок определения величины прожиточного минимума в Российской Федерации, в субъекте Российской Федерации, в том числе периодичность и показатели их исчисления.

Так, величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам, а величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии определяется на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания ежегодно законом субъекта Российской Федерации
(статьи 2, 4).

Правительство Республики Карелия, определяя величину прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения, установило величину прожиточного минимума по социально-демографической группе населения «пенсионеры» в целом по Республике Карелия за первый, второй и третий кварталы 2017 года в размерах соответственно 10354, 10756 и 10728 рублей (постановления Правительства Республики Карелия от 19 июня 2017 года № 207-П, от 17 августа 2017 года
№ 282-П, от 5 декабря 2017 года № 427-П).

Величина прожиточного минимума пенсионера в Республике Карелия в целях установления социальной доплаты к пенсии оспариваемым Законом установлена на 2018 год в размере 8726 рублей. Указанная величина равна величине прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации, установленной частью 5 статьи 8 Федерального закона от 5 декабря 2017 года № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии.

Заявители О.Е. Залецкая и А.С. Рогалевич усматривают нарушение Конституции Республики Карелия в том, что, по их мнению, величина прожиточного минимума пенсионера, установленная оспариваемым Законом, ниже фактической величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Карелия; а установление ее равной сумме величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации лишает пенсионеров в Республике Карелия права на региональную социальную доплату к пенсии.

Однако сама возможность назначения малоимущим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, а также периодичность определения величины прожиточного минимума пенсионера в целях установления этой доплаты и показатели, на основании которых рассчитывается величина прожиточного минимума пенсионера, предусмотрены федеральным законодателем (пункт 4 статьи 4 Федерального закона
«О прожиточном минимуме в Российской Федерации», часть 1 статьи 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»). При этом свобода усмотрения законодателя Республики Карелия при ежегодном установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Карелия ограничена вышеуказанными нормативными предписаниями федерального законодательства.

Таким образом, проверка Закона Республики Карелия от 25 октября
2017 года № 2166-ЗРК «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Карелия на 2018 год» фактически означала бы проверку расчета величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Карелия на 2018 год на соответствие требованиям федерального законодательства, что не относится к компетенции Конституционного Суда Республики Карелия, как она определена статьей 68 Конституции Республики Карелия и статьей 3 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 41 (пункт 4), 43, 72 (часть 2) Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», Конституционный Суд Республики Карелия

определил:

  1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия Рогалевича Андрея Сергеевича, Федичева Александра Сергеевича и гражданки Залецкой Ольги Евгеньевны в части проверки на соответствие Конституции Республики Карелия Закона Республики Карелия от 1 ноября 2016 года № 2057-ЗРК
    «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Карелия на 2017 год», поскольку он утратил силу к моменту принятия обращения к рассмотрению.
  2. Отказать в принятии к рассмотрению обращения депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия Рогалевича Андрея Сергеевича, Федичева Александра Сергеевича и гражданки Залецкой Ольги Евгеньевны в части проверки на соответствие Конституции Республики Карелия Закона Республики Карелия от 25 октября 2017 года № 2166-ЗРК
    «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Карелия на 2018 год», поскольку оно не отвечает требованиям Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», в соответствии с которыми обращение в Конституционный Суд Республики Карелия признается допустимым.
  3. Государственная пошлина в размере 300 рублей, уплаченная при обращении о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия Закона Республики Карелия от 1 ноября 2016 года № 2057-ЗРК
    «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Карелия на 2017 год», подлежит возврату Федичеву Александру Сергеевичу.
  4. Определение является окончательным, вступает в силу немедленно после его провозглашения и обжалованию не подлежит.

Рубрики: Новости, Определения