23 апреля 2018 года Конституционный Суд Республики Карелия провозгласил решение по делу о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия положений пункта 12 статьи 2 во взаимосвязи с частью пятой статьи 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» и части 2 статьи 17 Закона Республики Карелия от 20 декабря 2013 года № 1755-ЗРК «Об образовании» в связи с обращением депутата Шмаеник Ольги Николаевны

История вопроса

В соответствии с пунктом 12 статьи 2 во взаимосвязи с частью пятой статьи 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» социальная поддержка проживающих за пределами городов пенсионеров, проработавших не менее десяти лет врачами, провизорами, медицинскими или фармацевтическими работниками со средним специальным образованием, специалистами ветеринарной службы, социальными работниками учреждений социального обслуживания, непосредственно занимавшимися социальным обслуживанием населения, специалистами учреждений культуры, педагогическими работниками (за исключением педагогических работников образовательных учреждений) в государственных учреждениях и (или) муниципальных учреждениях, расположенных в сельской местности, поселках городского типа, и (или) в учреждениях социалистической формы собственности до их преобразования в результате приватизации или реорганизации в организации иной формы собственности, располагавшихся в сельской местности, поселках городского типа, осуществляется в форме компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения независимо от вида жилищного фонда.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона Республики Карелия от 20 декабря 2013 года № 1755-ЗРК «Об образовании» проживающие за пределами городов пенсионеры, проработавшие не менее десяти лет педагогическими работниками в государственных образовательных организациях Республики Карелия и муниципальных образовательных организациях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения в размере 100 процентов.

Позиция заявительницы

По мнению заявительницы, оспариваемые законоположения не соответствуют Конституции Республики Карелия, ее статьям 4 (часть 2), 16, 17, 19, 25 (части 1 и 2), поскольку не позволяют предоставлять меру социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения проживающим за пределами городов пенсионерам, проработавшим менее 10 лет в сельской местности на должностях специалистов, указанных в пункте 12 статьи 2 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия», и менее 10 лет педагогическими работниками в государственных образовательных организациях Республики Карелия и муниципальных образовательных организациях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), но имеющим общий стаж работы в сельской местности на указанных должностях более 10 лет, тем самым несоразмерно ограничивают право на социальную поддержку и ставят их в неравное положение по сравнению с лицами, имеющими минимально необходимый стаж в соответствии с каждым из вышеуказанных законов.

Позиция Суда

Конституционный Суд РК отметил следующее.

Из исторического, телеологического и буквального анализа оспариваемых положений в системе действующего правового регулирования следует, что в силу использованного законодателем Республики Карелия способа построения текста правовой нормы наличие 10-летнего стажа, необходимого для приобретения права на меру социальной поддержки, может определяться как путем суммирования периодов работы только по одной из специальностей, указанных в пункте 12 статьи 2 Закона (в одной из отраслей), так и путем суммирования периодов работы по любым из указанных специальностей (в различных отраслях), что не позволяет точно, ясно и недвусмысленно установить избранный законодателем подход к исчислению 10-летнего стажа.

Отсутствие четкого законодательного разрешения порядка исчисления минимально необходимого 10-летнего стажа позволяет правоприменителям различным образом определять круг лиц, имеющих право на социальную поддержку, и препятствует гражданам соотносить с нормативно установленными правилами свое поведение, предвидеть правовые последствия своих действий, что влечет за собой серьезные издержки в правоприменении, не поддающиеся исправлению посредством конституционно-правового истолкования, что не отвечает принципам правового государства, верховенства права и равенства перед законом, закрепленным в статьях 5 (части 1, 2), 19 (часть 1) Конституции Республики Карелия.

Разрешение вопроса о конституционности положений части 2 статьи 17 Закона Республики Карелия «Об образовании» в заявленном аспекте невозможно до устранения выявленной неопределенности положений пункта 12 статьи 2 во взаимосвязи с частью пятой статьи 3 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия».

Таким образом, Конституционный Суд Республики Карелия:

признал не соответствующими Конституции Республики Карелия, ее статьям 5 (части 1 и 2) и 19 (часть 1), положения пункта 12 статьи 2 во взаимосвязи с частью пятой статьи 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия», в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования неопределенность их нормативного содержания в части исчисления 10-летнего стажа порождает возможность неоднозначного решения вопроса о круге лиц из числа проживающих за пределами городов пенсионеров, длительное время проработавших в сельской местности на должностях специалистов, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения независимо от вида жилищного фонда.

прекратил производство по делу в части проверки конституционности положений части 2 статьи 17 Закона Республики Карелия от 20 декабря 2013 года № 1755-ЗРК «Об образовании».

Имея в виду возможность наступления негативных социальных последствий, которые могут быть вызваны утратой силы и прекращением действия положений пункта 12 статьи 2 во взаимосвязи с частью пятой статьи 3 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия», в связи с признанием их не соответствующими Конституции Республики Карелия, а также в целях обеспечения определенности прав и обязанностей участников правоотношений в области предоставления гарантированных мер социальной поддержки Конституционный Суд Республики Карелия установил следующий порядок исполнения Постановления:

законодателю Республики Карелия незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания положений пункта 12 статьи 2 во взаимосвязи с частью пятой статьи 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» в части исчисления 10-летнего стажа в целях определения круга лиц из числа проживающих за пределами городов пенсионеров, длительное время проработавших в сельской местности на должностях специалистов, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения независимо от вида жилищного фонда;

впредь до внесения в законодательство о предоставлении гарантированных мер социальной поддержки необходимых изменений подсчет 10-летнего стажа, необходимого для предоставления меры социальной поддержки, предусмотренной   пунктом 12 статьи 2 во взаимосвязи с частью пятой статьи 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» должен осуществляться путем суммирования любых периодов работы на должностях специалистов, указанных в пункте 12 статьи 2 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия», а также в части 2 статьи 17 Закона Республики Карелия от 20 декабря 2013 года № 1755-ЗРК «Об образовании».

Председательствовал в процессе Тайбаков Алексей Алексеевич

Судья-докладчик Беньяминова Светлана Александровна

Рубрики: Новости