Определение Конституционного Суда Республики Карелия от 15 июня 2018 года об отказе в принятии к рассмотрению обращения Горянского Леонида Михайловича о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия абзаца первого статьи 4 Закона Республики Карелия от 12 ноября 2007 года № 1128-ЗРК «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия»

Именем Республики Карелия

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

об отказе в принятии к рассмотрению обращения Горянского Леонида Михайловича о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия абзаца первого статьи 4 Закона Республики Карелия от 12 ноября 2007 года
№ 1128-ЗРК «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия»

город Петрозаводск
15 июня  2018 года

Конституционный Суд Республики Карелия в составе председательствующего М.В. Даниловой, судей С.А. Беньяминовой,
А.А. Тайбакова,

заслушав заключение судьи А.А. Тайбакова, проводившего на основании статьи 39 Закона Республики Карелия от 7 июля 2004 года № 790-ЗРК
«О Конституционном Суде Республики Карелия» предварительное изучение обращения Горянского Леонида Михайловича о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия абзаца первого статьи 4 Закона Республики Карелия от 12 ноября 2007 года № 1128-ЗРК «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия»,

установил:

  1. Заявитель оспаривает конституционность положений абзаца первого статьи 4 Закона Республики Карелия от 12 ноября 2007 года № 1128-ЗРК
    «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия», которым установлено, что лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и в этот период достигшим пенсионного возраста или потерявшим трудоспособность, вышедшим на страховую пенсию по старости (инвалидности), в установленном уставом муниципального образования порядке могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности).

Л.М. Горянский замещал на постоянной основе муниципальную должность главы Повенецкого городского поселения, досрочно вышел в отставку по собственному желанию в декабре 2016 года и обратился за назначением ежемесячной доплаты к уже получаемой им страховой пенсии по старости. Правоприменительные органы на основании оспариваемых положений отказали заявителю в назначении  ежемесячной доплаты, поскольку он достиг пенсионного возраста до вступления в указанную муниципальную должность.

По мнению заявителя, оспариваемые положения не соответствуют Конституции Республики Карелия, ее статьям 5, 16 (часть 1), 17 и 19, поскольку произвольно сужают круг лиц, имеющих право на дополнительное социальное обеспечение, создают неравные условия приобретения права на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости для лиц, замещавших одну и ту же должность, но в одном случае вышедших на пенсию непосредственно с замещаемой муниципальной должности, а в другом – до или после указанного замещения.

  1. Конституционный Суд Республики Карелия, изучив обращение и представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия обращения к рассмотрению.

Конституция Республики Карелия устанавливает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Карелия, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и Конституции Республики Карелия (часть 2 статьи 5).

Согласно Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «н» части 1 статьи 72); по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения (части 2 и 5 статьи 76).

Основным федеральным законом, регламентирующим отношения по предмету совместного ведения, закрепленному в пункте «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, является Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статья 40 которого (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2015 года № 446-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») предусматривает следующее:

гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления;

такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность.

Таким образом, ограничение круга лиц, в отношении которых в уставах муниципальных образований могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий, в зависимости от того, в какой период они достигли пенсионного возраста, введено федеральным законодателем.

При этом свобода усмотрения законодателя Республики Карелия при нормативном правовом регулировании вопросов, связанных с установлением гарантий для лиц, замещавших муниципальные должности, ограничена вышеуказанными нормативными предписаниями федерального законодательства.

Следовательно, проверка конституционности положений абзаца первого статьи 4 Закона Республики Карелия «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» в заявленном в обращении аспекте фактически означает проверку конституционности положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», что не входит в компетенцию Конституционного Суда Республики Карелия, как она определена статьей 68 Конституции Республики Карелия и статьей 3 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 41 (пункт 1), 43, 72 (часть 2) Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», Конституционный Суд Республики Карелия

определил:

  1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения Горянского Леонида Михайловича о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия абзаца первого статьи 4 Закона Республики Карелия от 12 ноября 2007 года
    № 1128-ЗРК «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия», поскольку разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду Республики Карелия.
  2. Государственная пошлина в размере 300 рублей, уплаченная при обращении о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия абзаца первого статьи 4 Закона Республики Карелия от 12 ноября 2007 года
    № 1128-ЗРК «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия», подлежит возврату Горянскому Леониду Михайловичу.

3. Определение является окончательным, вступает в силу немедленно после его провозглашения и обжалованию не подлежит.

Рубрики: Новости, Определения