Определение Конституционного Суда Республики Карелия от 26 апреля 2019 года об отказе в принятии к рассмотрению обращения Хворова Анатолия Павловича о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия положений распоряжения Главы Республики Карелия от 7 февраля 2017 года № 34-р

 

Именем Республики Карелия

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

об отказе в принятии к рассмотрению обращения Хворова Анатолия Павловича о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия положений распоряжения Главы Республики Карелия от 7 февраля 2017 года № 34-р

город Петрозаводск
26 апреля 2019 года

Конституционный Суд Республики Карелия в составе председательствующего М.В. Даниловой, судей С.А. Беньяминовой,
А.А. Тайбакова,

заслушав заключение судьи А.А. Тайбакова, проводившего на основании статьи 39 Закона Республики Карелия от 7 июля 2004 года
№ 790-ЗРК «О Конституционном Суде Республики Карелия» предварительное изучение обращения Хворова Анатолия Павловича о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия положений распоряжения Главы Республики Карелия от 7 февраля 2017 года № 34-р,

установил:

  1. А.П. Хворов оспаривает конституционность положений пункта 2 распоряжения Главы Республики Карелия от 7 февраля 2017 года № 34-р, изложивших в новой редакции абзац третий подраздела 6.3 и таблицу 79 Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Республики Карелия, утвержденной распоряжением Главы Республики Карелия от 30 октября 2015 года № 373-р.

По мнению заявителя, оспариваемые правовые предписания не соответствуют Конституции Республики Карелия, ее статьям 5 (части 1 и 2),
8 (часть 2), 21, 53 (часть 2), поскольку, планируя для организации охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности вепсов, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, не всю территорию Шелтозерского сельского поселения, а лишь его часть, значительно меньшую по площади (участок 33 на территории охотничьих угодий Республики Карелия), фактически лишают вепсов права на вышеуказанный вид охоты.

  1. Конституционный Суд Республики Карелия, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия обращения к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации относит регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина, регулирование и защиту прав национальных меньшинств, установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экологического и национального развития Российской Федерации к ведению Российской Федерации (пункты «в», «е» статьи 71); защиту прав и свобод человека и гражданина, защиту прав национальных меньшинств, природопользование, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей – к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (пункты «б», «д» и «м» части 1 статьи 72).

Как указал Конституционный Суд Республики Карелия в Постановлении от 11 июля 2014 года, отнесение вопросов природопользования, защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов означает, что соответствующая группа прав должна обеспечиваться согласованными действиями Российской Федерации в целом и каждого из ее субъектов, при том, что субъекты Российской Федерации обязаны в полной мере реализовать на своей территории федеральный стандарт прав национальных меньшинств.

Таким образом, Республика Карелия вправе осуществлять регулирование по вопросам организации и обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации, но только в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации и федеральных законов, что согласуется с их свойством верховенства на всей территории Российской Федерации и предполагает недопустимость установления законодательством субъектов Российской Федерации правовых препятствий для реализации закрепляемых ими прав и свобод человека и гражданина (часть 2 статьи 4, часть 2 статьи 6, части 1 и 2 статьи 15, часть 2 статьи 19, статьи 55 и 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно положениям статьи 39 Федерального закона от 24 июля
2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации – это утверждаемый высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) документ территориального охотустройства, в котором определяются цели планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также мероприятия по организации рационального использования охотничьих угодий и охотничьих ресурсов (части 3, 4, 8). При составлении указанной схемы границы охотничьих угодий определяются в соответствии с требованиями к описанию границ охотничьих угодий, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также обеспечивается ее совместимость с лесным планом субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования, со схемами развития и размещения особо охраняемых природных территорий, со схемами землеустройства (части 6, 7). Состав, структура, порядок составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 9).

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 августа 2010 года № 335 утверждены порядок составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации и требования к составу и структуре схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации.

Таким образом, утверждение Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Республики Карелия осуществлено в пределах полномочий Главы Республики Карелия.

Что касается ограничения территориальных пределов реализации права на охоту в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, охоту, осуществляемую лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования, то правовое регулирование названных пределов осуществляется федеральным законодательством (статья 5 Федерального закона от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», статьи 12, 19 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьи 8.37, 20.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года № 631-р и иные правовые акты) и непосредственно Конституцией Республики Карелия не устанавливается.

Соответственно, свобода усмотрения Главы Республики Карелия при утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Республики Карелия ограничена нормативными предписаниями вышеуказанных федеральных нормативных правовых актов.

Таким образом, проверка оспариваемого распоряжения фактически означала бы его проверку на соответствие требованиям федерального законодательства, что не относится к компетенции Конституционного Суда Республики Карелия, как она определена статьей 68 Конституции Республики Карелия и статьей 3 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 41 (пункт 4), 43,
72 (часть 2) Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», Конституционный Суд Республики Карелия

определил:

  1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения Хворова Анатолия Павловича о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия положений распоряжения Главы Республики Карелия от 7 февраля 2017 года № 34-р, поскольку оно не отвечает требованиям Закона Республики Карелия
    «О Конституционном Суде Республики Карелия», в соответствии с которыми обращение в Конституционный Суд Республики Карелия признается допустимым.
  2. Государственная пошлина в размере 300 рублей, уплаченная при обращении о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия положений распоряжения Главы Республики Карелия от 7 февраля 2017 года № 34-р, подлежит возврату Хворову Анатолию Павловичу.

3. Определение является окончательным, вступает в силу немедленно после его провозглашения и обжалованию не подлежит.

Рубрики: Новости, Определения