Послание от 16.03.2006 г.

Послание
Конституционного Суда Республики Карелия
Законодательному Собранию Республики Карелия

16 марта 2006 года
г. Петрозаводск

Конституция Республики Карелия, устанавливая верховенство права и приверженность принципам правового государства, не просто провозглашает защиту прав и свобод человека и гражданина, в том числе в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, но и предусматривает реальный механизм такой защиты на уровне субъекта Российской Федерации в лице Конституционного Суда Республики Карелия, деятельность которого направлена на обеспечение соблюдения в Республике Карелия конституционной законности и укрепление основ конституционного строя Республики Карелия.

Конституционный Суд Республики Карелия оценивает состояние конституционной законности в Республике Карелия, основываясь на изученных им материалах и рассмотренных делах.

В 2005 году в Конституционный Суд Республики Карелия поступило 24 письменных и 15 устных обращений. Правом на обращение в Конституционный Суд Республики Карелия воспользовались граждане, депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия, общественные организации.

Большая часть обращений поступила от граждан. Индивидуальные и коллективные обращения граждан содержат жалобы на незаконные действия государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, на нарушение конституционных прав, связанных с пенсионным и социальным обеспечением, а также другие вопросы. Рассмотрение части указанных вопросов не относилось к ведению Конституционного Суда Республики Карелия, о чем заявители были уведомлены в порядке, установленном статьей 38 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия».

В 2005 году Конституционным Судом Республики Карелия было рассмотрено десять дел, из них семь – по обращениям граждан. По результатам рассмотрения судом вынесено пять итоговых решений по существу поставленных вопросов, одно определение о разъяснении постановления Конституционного Суда Республики Карелия, по одному делу производство приостановлено и по трем делам производство прекращено.

Проверке на соответствие Конституции Республики Карелия подверглись отдельные предписания следующих нормативных правовых актов:

– Земельного кодекса Республики Карелия;

– Закона Республики Карелия «О мировых судьях Республики Карелия»;

– Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» (дважды);

– Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» (дважды);

– Закона Республики Карелия «О порядке государственной регистрации Уставов муниципальных образований в Республике Карелия»;

– Закона Республики Карелия «Об образовании»;

– Решения Петрозаводского городского Совета «Об утверждении Положения об организации транспортного обслуживания населения в
г. Петрозаводске».

По результатам рассмотрения обращений и ходатайств в открытых судебных заседаниях Конституционным Судом Республики Карелия были признаны не соответствующими Конституции Республики Карелия отдельные правовые предписания следующих нормативных правовых актов.

Правовое предписание части 2 статьи 11 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия».

Поводом к рассмотрению данного дела явилось ходатайство депутата Законодательного Собрания Республики Карелия С.Г. Ушакова о проверке конституционности положения о том, что лицо, не являющееся судьей, впервые назначается на должность судьи Конституционного Суда Республики Карелия сроком на 3 года.

В Постановлении от 7 июля 2005 года Конституционный Суд Республики Карелия указал, что оспариваемые правовые предписания не учитывают сложности поставленных перед Конституционным Судом Республики Карелия задач и важности осуществляемых им полномочий, установленных федеральным и региональным законодательством, юридической силы принимаемых судом решений, не обеспечивают уверенности лиц в компетентности суда и правильности принимаемых им решений, на которые они законно рассчитывают при обращении в суд за защитой своих прав, допускают возможность порождения неуверенности в независимости, беспристрастности судей, назначенных на должность с испытательным сроком.

Таким образом, оспариваемые законоположения части 2 статьи 11 указанного республиканского закона не отвечают положениям статей 2 (часть 2), 5 (часть 2), 17, 18 (часть 2), 43 Конституции Республики Карелия, поскольку не в полной мере обеспечивают реализацию конституционных принципов независимости и несменяемости судей Конституционного Суда Республики Карелия, конституционного права на судебную защиту.

Правовое предписание пункта 3 статьи 6 Закона Республики Карелия «Об образовании». Поводом к рассмотрению явились обращения граждан
Г.И. Макаровой и И.М. Вишневской о проверке конституционности положения о том, что педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим за пределами городов, предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением в пределах социальной нормы площади жилья, регионального стандарта оплаты жилья и коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Постановлении от 15 сентября 2005 года Конституционный Суд Республики Карелия указал, что оспариваемое правовое предписание допускает ухудшение правового положения указанных работников и может повлиять на кадровую обеспеченность педагогическими работниками в сельской местности и, соответственно, повлечь нарушение конституционного права на общедоступность образования; в процессе правоприменения нарушает конституционный принцип равенства граждан; не согласуется с конституционным принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства; для отдельных граждан этой категории понижает уровень гарантий социальной защиты, установленных федеральным законом, что не соответствует требованиям статей 5 (части 1 и 2), 7 (части 1 и 2), 16 (часть 2) и 19 Конституции Республики Карелия.

С ходатайством об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Республики Карелия обратилась депутат Законодательного Собрания Республики Карелия Г.Н. Погудалова. Согласно статье 82 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» суд может официально разъяснить свое постановление в судебном заседании по ходатайству имеющих право на обращение в Конституционный Суд Республики Карелия органов и лиц, компетенцию которых затрагивает указанное постановление.

В Определении от 25 октября 2005 года Конституционный Суд Республики Карелия о фициально разъяснил правовую позицию Постановления Конституционного Суда Республики Карелия от 15 сентября 2005 года, из которой следует, что право педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности не может быть ограничено пределами социальной нормы площади жилья и коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива. Обязанностью законодателя Республики Карелия является установление порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки жилищно-коммунальным службам, для учета в межбюджетных отношениях. Республиканский законодатель не может в своих нормативных правовых актах устанавливать какие-либо условия, ограничивающие право педагогических работников в сельской местности на бесплатное жилье с отоплением и освещением, гарантированное Законом Российской Федерации «Об образовании». Законодательный (представительный) и исполнительный органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны исключить реализацию положения, признанного неконституционным и вследствие этого утратившего юридическую силу, отменить положения других нормативных актов, основанные на нормах, признанных неконституционными. Недопустимо также повторное принятие по сути идентичных положений.

Соответствующими Конституции Республики Карелия были признаны следующие нормативные правовые акты.

Правовые предписания статьи 1 Закона Республики Карелия «О порядке государственной регистрации Уставов муниципальных образований в Республике Карелия». Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданки А.П. Ухановой о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия положения о том, что уставы муниципальных образований в Республике Карелия подлежат обязательной государственной регистрации в Законодательном Собрании Республики Карелия.

При рассмотрении указанного дела Конституционный Суд Республики Карелия установил, что рассматриваемые правовые предписания статьи 1 Закона Республики Карелия «О порядке государственной регистрации Уставов муниципальных образований в Республике Карелия» не нарушают конституционные принципы разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, самостоятельности местного самоуправления и запрета на ограничение прав местного самоуправления в решении вопросов местного значения.

Правовые предписания части 1 статьи 4 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия». Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданки Т.К. Ивановой – пенсионерки, ветерана труда о проверке на конституционность положения о том, что гражданам, имеющим одновременно право на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, мера социальной поддержки предоставляется по одному из оснований по выбору получателя, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Суд пришел к выводу, что оспариваемая заявительницей норма, устанавливая правило о предоставлении меры социальной поддержки только по одному из оснований по выбору получателя для лиц, имеющих одновременно право на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, обеспечивает тем самым социальную справедливость в распределении общегосударственных финансовых ресурсов, единое социальное пространство страны, системное единство с федеральным законодательством, согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Правовое предписание части 7 статьи 30 Земельного кодекса Республики Карелия. Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданина
С.А. Ильина о проверке на конституционность правового предписания, устанавливающего срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Суд пришел к выводу, что срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта установлен с целью обеспечения баланса частных и публичных интересов всех участников правовых отношений, равных условий их правовой защиты, а также защиты конституционно-правового режима рационального использования земли, стабильности хозяйственной деятельности в условиях добросовестной конкуренции, и постановил, что оспариваемое правовое предписание по его буквальному содержанию и конституционно-правовому смыслу направлено на защиту конституционно значимых ценностей, не препятствует заинтересованным лицам в свободе экономической деятельности, не противоречит федеральному законодательству.

В 2005 году Конституционный Суд Республики Карелия прекратил производство по трем делам, из них в связи с отзывом обращений заявителями по следующим делам:

– по обращению общественной организации «Лига частного транспорта Карелии» о проверке конституционности абзаца 4 пункта 3, абзаца 3 пункта 4 Положения «Об организации транспортного обслуживания населения в
г. Петрозаводске», утвержденного Решением Петрозаводского городского Совета от 25 февраля 2004 года № XXIV/XXXXIII-564;

– по обращению гражданина Г.П. Первовского о проверке конституционности части 2 статьи 9 Закона Республики Карелия «О мировых судьях Республики Карелия».

В виду неподведомственности суду вопроса, поставленного в обращении, Конституционным Судом Республики Карелия было прекращено д ело по обращению Петрозаводской общественной организации «Попечительский Совет Древлянки» о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия некоторых положений частей 1 и 2 статьи 3 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия».

По данному делу суд в Определении от 14 марта 2005 года указал, что республиканский законодатель, обладая достаточно широкой свободой усмотрения при осуществлении правового регулирования предоставления мер социальной защиты отдельным категориям граждан, связан обязанностью при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, не допускать уменьшения совокупного объема финансирования соответствующих льгот и выплат и ухудшения условий их предоставления (пункт 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). При этом он не вправе превысить уровень реальных экономических возможностей республики, исходя из необходимости соблюдения конституционного баланса конкурирующих прав и интересов. Иное означало бы декларативное провозглашение дополнительных социальных гарантий, которые реально не могут быть реализованы.

Регулирование вопросов, связанных с дифференциацией предоставляемых льгот по их видам, субъектам получения, объемам, а также регламентация вопросов, связанных с возможностью замены льгот в натуральной форме на денежные компенсации, является прерогативой законодателя, а не Конституционного Суда Республики Карелия, который разрешает исключительно вопросы права.

Кроме того, по существу, требования заявителя сводились к необходимости увеличения ежемесячного размера выплат отдельным категориям граждан, что фактически означало бы оценку целесообразности и экономической обоснованности решений законодателя и повлекло бы нарушение конституционного принципа осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (часть 1 статьи 6 Конституции Республики Карелия).

В производстве суда находится дело по обращению депутата Законодательного Собрания Республики Карелия С. Г. Ушакова о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия статьи 8 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», которая содержит отсылочную норму к федеральному законодательству, в соответствии с которой судьей Конституционного Суда Республики Карелия может быть лицо, достигшее возраста 25 лет и имеющее стаж по юридической профессии не менее 5 лет.

Заявитель считает вышеуказанные требования к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Республики Карелия очень низкими. Такие требования, по его мнению, не могут обеспечить подбор специалистов, имеющих обширные и глубокие познания в области права, значительный стаж практической деятельности и достаточный жизненный опыт, какими должны обладать судьи Конституционного Суда.

В связи с тем, что у суда возникли сомнения в конституционности положений абзаца 6 части 1 статьи 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в части установления возраста 25 лет и стажа работы по юридической профессии 5 лет для кандидатов на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, Конституционный Суд Республики Карелия посчитал возможным обратиться с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке на соответствие Конституции Российской Федерации указанных положений, а производство по делу приостановить до принятия решения Конституционным Судом Российской Федерации. Запрос направлен в Конституционный Суд Российской Федерации 12 июля 2005 года и в настоящее время находится на рассмотрении.

Все обращения, поступившие в Конституционный Суд Республики Карелия в 2005 году, были рассмотрены в установленный законом срок.

С целью соблюдения одного из основных принципов деятельности Конституционного Суда Республики Карелия – принципа гласности, который обеспечивается информированностью граждан республики о деятельности суда по осуществлению правосудия, в газете «Карелия» публиковались объявления о предстоящих заседаниях суда. Все заседания Конституционного Суда Республики Карелия были открытыми, представителям средств массовой информации и гражданам был обеспечен свободный доступ на заседания.

Аппарат суда готовит для представителей прессы краткую информацию о деле, к рассмотрению которого приступил Конституционный Суд Республики Карелия, о составе суда, поводах и основаниях рассмотрения конкретного дела.

Решения Конституционного Суда Республики Карелия провозглашались в полном объеме на открытых заседаниях суда после их подписания и направлялись сторонам, а также Главе Республики Карелия, Законодательному Собранию Республики Карелия, прокурору Республики Карелия, Верховному Суду Республики Карелия, Арбитражному суду Республики Карелия, Отделу международной правовой помощи, юридической экспертизы и федерального регистра нормативных правовых актов Республики Карелия Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу.

Все решения суда были опубликованы в газете «Карелия», в сборнике «Собрание законодательства Республики Карелия», в дайджестах оперативной информации «Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации», выпускаемых Аппаратом по обеспечению деятельности Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации, а также в Вестнике Конституционного Суда Республики Карелия.

Из принципа конституционной законности вытекает общеобязательность исполнения решений Конституционного Суда Республики Карелия. В соответствии со статьей 79 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» постановление Конституционного Суда Республики Карелия окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и обязательно к исполнению в соответствии с федеральным законодательством. Акты или их отдельные положения, признанные не соответствующими Конституции Республики Карелия, утрачивают силу и не подлежат применению. Все решения Конституционного Суда Республики Карелия 2005 года исполнены полностью.

В 2004 году был принят новый Закон Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», которым внесены существенные изменения в порядок организации деятельности суда, в связи с чем, в соответствии со статьей 26 указанного закона, решением собрания судей Конституционного Суда Республики Карелия 1 февраля 2005 года принят новый Регламент Конституционного Суда Республики Карелия. Регламентом установлен порядок распределения поступающих в суд обращений, порядок определения очередности рассмотрения дел, особенности делопроизводства в Конституционном Суде, некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях и иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда.

В течение 2005 года продолжил свою работу н аучно-консультативный совет при Конституционном Суде Республики Карелия, созданный в 2004 году. Научно-консультативный совет является совещательным органом при Конституционном Суде Республики Карелия, созданным с целью оказания научного содействия Конституционному Суду Республики Карелия в осуществлении задач, определенных Законом Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», и разработки научно- обоснованных рекомендаций по вопросам судебной практики. Всего за 2005 год состоялось 5 заседаний Совета. Основным направлением деятельности научно- консультативного совета при Конституционном Суде Республики Карелия в 2005 году стала подготовка комментария к Конституции Республики Карелия.

С 2005 года выпускается периодическое издание «Вестник Конституционного Суда Республики Карелия», у чредителем которого является Конституционный Суд Республики Карелия. Всего за год б ыло выпущено 3 номера.

Появление этого издания является еще одним подтверждением приверженности нашей республики принципам демократической открытости. Основной задачей Вестника является широкое распространение информации о деятельности Конституционного Суда Республики Карелия, опубликование его решений, материалов научно-консультативного совета при Конституционном Суде Республики Карелия, научных трудов и иных работ в сфере конституционного (уставного) судопроизводства.

Вестник Конституционного Суда Республики Карелия предназначен для практикующих юристов, преподавателей и студентов юридических вузов, общественности и выпускается тиражом 150 экземпляров.

В течение 2005 года судьи Конституционного Суда Республики Карелия в рамках взаимодействия и обмена опытом с Конституционным Судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации и другими органами государственной власти участвовали в международных и всероссийских научно-практических конференциях по темам: «Конституционная (уставная) юстиция в субъектах Российской Федерации: концепция и проблемы реализации» (г. Санкт-Петербург), «Открытость правосудия и вопросы публикации судебных решений» (г. Санкт-Петербург), «Конституционное правосудие в Российской Федерации: правовое регулирование, опыт, перспективы» (г. Казань), «Мониторинг законодательства и правоприменительной практики» (г. Москва).

Конституционный Суд Республики Карелия, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, в соответствии пунктом 4 статьи 3 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» , направляет Законодательному Собранию Республики Карелия настоящее ежегодное послание о состоянии конституционной законности в Республике Карелия в 2005 году.

Рубрики: Послания