Послание от 22.03.2007 г.

Послание
Конституционного Суда Республики Карелия
Законодательному Собранию Республики Карелия

о состоянии конституционной законности в Республике Карелия в 2006 году

22 марта 2007 года
г. Петрозаводск

Настоящее послание подготовлено Конституционным Судом Республики Карелия в соответствии с частью 4 статьи 3 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» на основе рассмотренных им дел в 2006 году.

Всего в 2006 году в Конституционный Суд Республики Карелия поступило 56 обращений, 34 из которых письменные. По существу с вынесением решения рассмотрено 9 дел, 1 дело прекращено, по 3 обращениям вынесены определения об отказе в принятии к рассмотрению, в том числе с выраженной правовой позицией. На письменные и устные обращения по вопросам, не относящимся к ведению Конституционного Суда Республики Карелия (о пересмотре решений других судов, о бездействии органов государственной власти и их должностных лиц, о нарушении жилищных прав и т.д.), Судом давались соответствующие письменные разъяснения в порядке, установленном статьей 38 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия».

Не соответствующими Конституции Республики Карелия признаны:

1) пункт 1 Постановления Правительства Республики Карелия от 7 февраля 2005 года № 7-П «О формах предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, и порядке финансирования связанных с этим расходов» и положения пункта 10 Порядка финансирования этих расходов, утвержденного указанным Постановлением Правительства Республики Карелия;

2) абзац 3 статьи 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года
№ 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» в отношении бывших педагогических работников, не менее 10 лет проработавших в сельской местности;

3) пункт 4 части 2 статьи 1 и часть 3 статьи 1 Закона Республики Карелия от 13 июля 2006 года № 1008-ЗРК «О дополнительных требованиях к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) Республики Карелия».

Соответствующими Конституции Республики Карелия были признаны следующие нормативные правовые акты или их отдельные правовые предписания:

1) Закон Республики Карелия от 6 февраля 2006 года № 957-ЗРК «О безвозмездной передаче государственного имущества Республики Карелия в собственность Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря»;

2) статья 8 Закона Республики Карелия от 7 июля 2004 года № 790-ЗРК «О Конституционном Суде Республики Карелия»;

3) абзац 2 пункта 1 Правил охоты в Республике Карелия, утвержденных Постановлением Совета Министров КАССР от 22 декабря 1989 года № 303;

4) пункт 2.1 Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности Кондопожского района, в 2005 году, утвержденного Постановлением Главы местного самоуправления Кондопожского района от 20 июля 2005 года № 114 (в редакции Постановления от 1 декабря 2005 года № 199);

5) абзац 3 статьи 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года
№ 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» в отношении различных категорий сельских специалистов;

6) пункт 61 части 1 статьи 3 Закона Республики Карелия от 1 ноября 2004 года № 813-ЗРК «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия» и статья 1 Закона Республики Карелия от 1 декабря 2004 года № 825-ЗРК «О муниципальных районах в Республике Карелия»;

7) пункты 2 и 3 части 2 статьи 1 Закона Республики Карелия от 13 июля 2006 года № 1008-ЗРК «О дополнительных требованиях к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) Республики Карелия».

С точки зрения устранения обнаружившейся неопределенности оспариваемых норм или их отдельных положений в вопросе о том, соответствуют ли они Конституции Республики Карелия, результаты рассмотрения обращений имеют одинаковое значение, как в случае признания правовых предписаний соответствующими Конституции Республики Карелия, так и в случае признания их неконституционными. В обоих случаях нормативное регулирование и практика правоприменения направляются в конституционное правовое русло, поскольку в любом случае Судом выявляется конституционно-правовой смысл проверяемой нормы и дается толкование ее юридического содержания, обязательное для органа принявшего нормативный акт и для всех правоприменителей. При этом происходит устранение неопределенности в понимании нормы, направленное на единообразное применение и, как следствие, на исключение возможного нарушения прав и свобод граждан.

В качестве примера можно привести рассмотренное Конституционным Судом Республики Карелия дело о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия некоторых положений абзаца 2 пункта 1 Правил охоты в Республике Карелия.

По мнению гражданина, обратившегося в Суд, неопределенность оспариваемой нормы заключалась в том, что по ее буквальному смыслу любое появление с охотничьим оружием в собранном виде на дорогах общего пользования приравнивается к производству охоты, хотя не всегда нахождение на дорогах общего пользования с охотничьим оружием связано с охотой.

Уясняя смысл указанного правового регулирования, Суд, наряду с признанием оспариваемой нормы конституционной, выработал правовую позицию, согласно которой предписание оспариваемой нормы в части указания на дороги общего пользования распространяется лишь на ту часть дорог общего пользования, которая проходит через территорию охотничьих угодий. Только в этом смысле следует понимать и применять оспариваемую норму Правил охоты в Республике Карелия, приравнивающую к производству охоты нахождение на дорогах общего пользования с охотничьим оружием в собранном виде. Во всех остальных случаях нахождение с охотничьим оружием на дорогах общего пользования за пределами охотничьих угодий регламентируется другими нормативными правовыми актами в рамках иных правоотношений.

В качестве еще одного характерного примера следует привести дело о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия Закона Республики Карелия от 6 февраля 2006 года № 957-ЗРК «О безвозмездной передаче государственного имущества Республики Карелия в собственность Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря». Конституционный Суд Республики Карелия, признав названный Закон конституционным, проверил, не нарушаются ли этим Законом конституционные права граждан, по различным основаниям пользующихся передаваемым имуществом, на образование, на жилище, на свободу вероисповедания. Судебный акт, вынесенный в процессе конституционного судопроизводства по данному делу, разрешает не только конкретный конституционно-правовой спор, но и обеспечивает длящуюся юридическую защиту вышеуказанных конституционных прав светского населения, проживающего на острове Валаам.

Возрождение в России местного самоуправления как одного из важнейших институтов демократии и гражданского общества стало серьезным шагом вперед в дальнейшем реформировании системы демократического управления в стране.

Для создания системы местного самоуправления, позволяющей максимально учитывать интересы населения, наиболее существенным является определение территорий, на которых осуществляется местное самоуправление. Переход на поселенческий принцип территориальной организации местного самоуправления в рамках реформы местного самоуправления обусловил обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации установить границы муниципальных образований и наделить соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.

В связи с этим актуальным явилось решение Конституционного Суда Республики Карелия по делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия некоторых положений пункта 61 части 1 статьи 3 Закона Республики Карелия «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия» и статьи 1 Закона Республики Карелия «О муниципальных районах в Республике Карелия». Правовые предписания названных нормативных правовых актов в части, касающейся поселка Чална-1 в составе Гарнизонного сельского поселения, были признаны соответствующими Конституции Республики Карелия как принятые в пределах полномочий Республики Карелия, не нарушающие конституционное право граждан на участие в местном самоуправлении и согласующиеся с требованиями Конституции Республики Карелия.

Местное самоуправление – это такой способ организации осуществления власти на местах, который в соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации и статьей 70 Конституции Республики Карелия «обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения». Для решения вопросов местного значения образуется местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), которой руководит на принципах единоначалия глава местной администрации. Очевидно, что глава местной администрации играет ключевую роль в решении местных вопросов, поэтому большое значение приобретает, в том числе законодательно установленный перечень требований, предъявляемых к кандидатам, а также к процедуре их назначения. В связи с этим особую значимость имеет решение Конституционного Суда Республики Карелия по делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия отдельных положений Закона Республики Карелия «О дополнительных требованиях к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) Республики Карелия».

Правовые предписания пунктов 2 и 3 части 2 статьи 1 Закона Республики Карелия «О дополнительных требованиях к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) Республики Карелия», устанавливающие в качестве дополнительных требований к кандидату на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) иметь положительные отзывы с предыдущего места службы (работы), а также обладать знаниями федерального законодательства и законодательства Республики Карелия применительно к исполнению должностных обязанностей главы местной администрации, были признаны Конституционным Судом Республики Карелия соответствующими Конституции Республики Карелия, поскольку обусловлены необходимостью привлечения к управлению высококвалифицированных специалистов.

В решении по данному делу Конституционный Суд Республики Карелия указал, что ограничения в виде дополнительных требований не могут противоречить конституционным правам и свободам человека и гражданина, гарантирующим каждому право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, равного доступа к муниципальной службе, общим принципам организации муниципальной службы и основам правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации и должны соответствовать балансу полномочий и законных интересов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления.

Пункт 4 части 2 статьи 1 и часть 3 статьи 1 этого же Закона были признаны не соответствующими Конституции Республики Карелия, как не обеспечивающие принцип самостоятельности органов местного самоуправления, нарушающие конституционные права граждан на равный доступ к муниципальной службе и противоречащие федеральному законодательству.

Из анализа рассмотренных в 2006 году Конституционным Судом Республики Карелия дел усматривается, что наибольшее их число связано с проверкой на соответствие Конституции Республики Карелия норм, их отдельных правовых положений по регулированию вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан республиканским законодательством и органами местного самоуправления.

В процессе перехода на новую систему социальной защиты граждан, основанную на разграничении полномочий органов власти, Российской Федерацией были отменены льготы, предоставлявшиеся в натуральной форме в виде бесплатного жилья с отоплением и освещением для различных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности. Законодатель Республики Карелия и органы местного самоуправления республики решали и продолжают решать сложную задачу правового регулирования мер социальной поддержки квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности по оплате жилья и коммунальных услуг.

В Конституционном Суде Республики Карелия многократно ставились вопросы о недостаточном объеме мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемых работающим педагогам, медицинским и фармацевтическим работникам, социальным работникам, специалистам учреждений культуры, а также всем этим специалистам, вышедшим на пенсию.

В результате системного анализа правового регулирования, связанного с приведением системы социальной защиты граждан, пользующихся льготами и иными социальными гарантиями, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также с закреплением принципа самостоятельности бюджетов всех уровней, Суд в основном признал проверяемые нормативные правовые акты органов государственной власти республики и органов местного самоуправления соответствующими Конституции Республики Карелия.

В частности, Суд установил, что Республика Карелия была вправе в своем законе предусмотреть дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан исходя из своих финансовых возможностей. Она добровольно взяла на себя обязательство по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки пенсионерам, проработавшим в сельской местности и рабочих поселках не менее десяти лет врачами, провизорами, медицинскими или фармацевтическими работниками со средним образованием в форме оплаты жилой площади с отоплением и освещением.

Исходя из уровня реальных экономических возможностей, существующих на данном этапе социально-экономического развития и соответствующих ресурсов бюджета республики, данная мера социальной поддержки предоставляется в пределах социальной нормы площади жилья, регионального стандарта оплаты жилья и коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, что само по себе не может рассматриваться как нарушение прав граждан данной категории (Постановление от 21 июля 2006 года).

В отношении специалистов муниципальных учреждений Кондопожского района (врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием, социальных работников, специалистов учреждений культуры) Суд также в своем Постановлении от 23 августа 2006 года признал муниципальные нормативные правовые акты в части регулирования указанных правовых отношений не противоречащими Конституции Республики Карелия, отметив, что они приняты в соответствии с федеральным законодательством, в пределах имеющихся у органов местного самоуправления полномочий, возможностей местного бюджета, с учетом финансовой помощи, предоставляемой из бюджета Республики Карелия.

В Постановлении от 17 мая 2006 года Суд признал не соответствующим Конституции Республики Карелия, ее статьям 5 (части 1 и 2), 16 (часть 2), правовое предписание абзаца 3 статьи 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу законодательных актов Республики Карелия», содержащееся в словах «в пределах социальной нормы площади жилья, регионального стандарта оплаты жилья и коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации» в отношении проживающих за пределами городов пенсионеров, проработавших не менее десяти лет педагогическими работниками в расположенных на территории Республики Карелия в сельской местности государственных учреждениях, в той мере, в какой это предписание позволяет возлагать часть расходов на содержание жилья с отоплением и освещением на граждан данной категории. Такое решение Суда основано на том, что льгота, предоставлявшаяся в соответствии с федеральным законодательством рассматриваемой категории граждан в натуральной форме в виде бесплатного жилья с отоплением и освещением, на федеральном уровне отменена не была.

Исходя из принципов правового государства, равенства и справедливости, согласованного действия правовых норм в системе действующего правового регулирования, из целей обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации, единого правового пространства, Конституционный Суд Республики Карелия пришел к выводу о том, что право лиц рассматриваемой категории на бесплатное жилье с отоплением и освещением, гарантированное федеральными нормативными правовыми актами, предоставлявшееся на протяжении многих лет и не отмененное федеральным органом государственной власти, является действующим и должно предоставляться в прежнем объеме до надлежащего законодательного урегулирования вопросов по порядку представления и финансированию данной льготы на федеральном уровне.

О сложившейся в Республике Карелия ситуации, при которой специалисты в сельской местности, в том числе перешедшие на пенсию, оказались в разной степени защищены гарантированными федеральным законодательством мерами социальной поддержки, Конституционный Суд Республики Карелия информировал Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации М.Ю. Зурабова, направив ему копии судебных решений по данному вопросу. Суд отметил при этом, что квалифицированные специалисты в сельской местности из категории граждан, равнозащищаемых государством, после 1 января 2005 года оказались разделены по степени их социальной защищенности, что вызывает социальную напряженность.

В связи с очередным обращением в Конституционный Суд Республики Карелия об оспаривании отдельных правовых предписаний абзаца 3 статьи 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу законодательных актов Республики Карелия» в отношении медицинских работников государственных учреждений Республики Карелия, работающих и проживающих за пределами городов, Суд поставил под сомнение конституционность части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ и находящийся во взаимосвязи с ней пункт 50 его статьи 35. Конституционный Суд Республики Карелия обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке на соответствие Конституции Российской Федерации этих норм Федерального закона, ссылаясь на то, что они в полном объеме отменяют льготы, ранее существовавшие у специалистов государственных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, и одновременно обязывают органы государственной власти субъектов Российской Федерации при издании нормативных правовых актов соблюдать тот же уровень (объем) социальных гарантий, который предоставлялся этим гражданам по состоянию на 31 декабря 2004 года на основании норм федерального законодательства.

При этом предписания пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ ухудшают положение граждан, отменяя права, приобретенные ими в соответствии с ранее действовавшим федеральным законодательством и реализуемые ими в конкретных правоотношениях, а предписания пункта 2 статьи 153 того же Закона порождают общественные ожидания, которые не могут быть реализованы без специального федерального законодательного регулирования и финансового обеспечения.

Конституционный Суд Российской Федерации по данному обращению в своем Определении от 12 июля 2006 года указал, что Российская Федерация до 1 января 2005 года не устранялась и не устраняется после этой даты от исполнения обязанности по финансовому обеспечению предоставления мер социальной поддержки медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности в организациях здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, при том, что именно субъекты Российской Федерации вправе избрать тот или иной способ осуществления социальной защиты этих граждан. В связи с этим оспариваемые положения Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не могут рассматриваться как снявшие с Российской Федерации всю полноту ответственности за соблюдение надлежащего уровня социальной защищенности граждан и переложившие на субъекты Российской Федерации – без учета их возможностей – ответственность по обеспечению сохранения уровня ранее предоставлявшихся социальных гарантий.

Из вышеизложенного следует вывод, что только согласованные действия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе Республики Карелия, и органов местного самоуправления, направленные на повышение уровня социальных гарантий всех граждан, нуждающихся в дополнительной социальной защите, могут принести ожидаемые результаты по обеспечению сохранения ранее достигнутого и последующего повышения этого уровня.

В решениях Конституционного Суда Республики Карелия содержатся также ориентиры совершенствования нормотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Карелия в области защиты социальных прав.

Так, например, в Постановлении по делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия некоторых положений пункта 1 Постановления Правительства Республики Карелия от 7 февраля 2005 года
№ 7-П «О формах предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, и порядке финансирования связанных с этим расходов» и некоторых положений пункта 10 Порядка финансирования этих расходов, утвержденного указанным Постановлением Правительства Республики Карелия, Суд указал, что Правительству Республики Карелия следует предусмотреть такой правовой механизм предоставления меры социальной поддержки в виде скидки 50 процентов от стоимости топлива и его доставки, который бы позволил вышеуказанной группе инвалидов реализовывать эту льготу на основании упрощенных правовых процедур, обеспечивающих своевременное и в полном объеме получение льготы.

Осуществляя конституционный контроль в сфере социальной защиты граждан, Конституционный Суд Республики Карелия в своих решениях ссылался на международные правовые нормы, зафиксированные в различных международных актах, обязательных для исполнения на территории Российской Федерации, и соответственно в Республике Карелия. Обоснование судебных решений с помощью международно-правовой аргументации в конечном итоге ориентирует законодателей и правоприменителей на обеспечение прав и свобод граждан в соответствии с международными правовыми стандартами.

Конституционный Суд Республики Карелия наделен очень важным полномочием – правом толковать Конституцию Республики Карелия. Это полномочие выражается в специальном, обладающем официальным и обязательным характером разъяснении положений республиканской Конституции, что служит целям обеспечения ее адекватного понимания и правильного применения. Однако субъекты обращения по вопросам толкования Конституции Республики Карелия (Глава Республики Карелия, Законодательное Собрание Республики Карелия, депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия в составе не менее одной трети от установленного числа, представительные органы местного самоуправления) не реализуют свое право на обращение в Суд с таким запросом.

Все обращения, поступившие в Конституционный Суд Республики Карелия в 2006 году, были рассмотрены в установленный Законом срок. Информация о предстоящих судебных заседаниях публиковалась в газете «Карелия», а также размещалась на официальном сайте Конституционного Суда Республики Карелия. Все заседания Конституционного Суда Республики Карелия были открытыми, гражданам и представителям средств массовой информации был обеспечен свободный доступ на заседания. Для представителей средств массовой информации к каждому судебному заседанию аппаратом Суда готовились пресс-релизы, содержащие информацию о составе Суда, сторонах, поводах и основаниях рассмотрения дела.

Все решения Суда были опубликованы в газете «Карелия», сборнике «Собрание законодательства Республики Карелия», дайджестах оперативной информации «Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации», выпускаемых Аппаратом по обеспечению деятельности Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации, а также Вестнике Конституционного Суда Республики Карелия.

Руководствуясь постановлениями Конституционного Суда Республики Карелия, органы государственной власти Республики Карелия принимали своевременные и необходимые меры по приведению нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией Республики Карелия.

С 2006 года функционирует официальный сайт Конституционного Суда Республики Карелия (http://ksrk.karelia.ru), на котором размещена подробная информация о деятельности Конституционного Суда Республики Карелия, а также новости, решения Суда, образцы обращений в Конституционный Суд Республики Карелия, статьи, публикации в средствах массовой информации и другая полезная информация. Официальный сайт способствует п овышению информированности общества о деятельности Суда и обеспечению прозрачности и открытости правосудия.

В течение 2006 года состоялось четыре заседания научно-консультативного совета при Конституционном Суде Республики Карелия, на которых обсуждались проекты комментария к статьям Конституции Республики Карелия.

Выпущено 2 номера Вестника Конституционного Суда Республики Карелия, в которых были опубликованы решения Суда, материалы, подготовленные на заседаниях научно-консультативного совета при Конституционном Суде Республики Карелия, научные статьи в сфере конституционного (уставного) судопроизводства.

Судьи Конституционного Суда Республики Карелия в рамках взаимодействия и обмена опытом с Конституционным Судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации и другими органами государственной власти участвовали в научно-практических конференциях по темам: «Актуальные проблемы истории, политики и права» (г. Петрозаводск), «Модели конституционной юстиции в современном мире» (г. Санкт-Петербург), «Сочетание принципов состязательности, диспозитивности и активности суда» (г. Петрозаводск), «Мониторинг законодательства и правоприменительной практики: стратегия правового развития» (г. Москва), «Конституционный процесс: проблемы правового регулирования и перспективы развития» (г. Санкт-Петербург), а также в Международной конференции «Единое правовое пространство Европы и практика конституционного правосудия», проводившейся в рамках Программы председательства Российской Федерации в Комитете министров Совета Европы совместно с Европейской комиссией «За демократию через право» (Венецианской комиссией Совета Европы) и Институтом права и публичной политики (г. Москва).

В настоящее время идет процесс создания республиканского законодательства, отвечающего требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных нормативных правовых актов, Конституции Республики Карелия и международных норм права. В связи с этим перед нормотворческими органами государственной власти и местного самоуправления стоят задачи совершенствования законодательства, поддержания его в таком состоянии, которое адекватно воздействует на новые явления в общественной жизни и учитывает направления социального прогресса.

Конституционный Суд Республики Карелия

Рубрики: Послания