Послание от 12.03.2008 г.

Послание
Конституционного Суда Республики Карелия
Законодательному Собранию Республики Карелия

о состоянии конституционной законности в Республике Карелия в 2007 году

12 марта 2008 года
г. Петрозаводск

Деятельность конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации как органов судебного конституционного контроля призвана содействовать совершенствованию правовой системы, развитию правовой идеологии и правового сознания в Российской Федерации.

Конституционный Суд Республики Карелия в силу возложенных на него Конституцией Республики Карелия задач призван в приемлемых для него формах и в пределах компетенции принимать меры по обеспечению конституционной законности в Республике Карелия, в том числе посредством проверки конституционности нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в Республике Карелия.

Настоящее послание о состоянии конституционной законности в Республике Карелия направляется Законодательному Собранию Республики Карелия в соответствии с частью 4 статьи 3 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» на основании рассмотренных им в 2007 году дел.

Всего в 2007 году в Конституционный Суд Республики Карелия поступило 19 письменных обращений.

По вопросам, подлежащим рассмотрению Конституционным Судом Республики Карелия, рассмотрено 12 дел: вынесено 6 итоговых решений по существу поставленных вопросов, 2 определения об отказе в принятии к рассмотрению с выраженной правовой позицией, 1 определение о разъяснении судебного решения, 3 определения о прекращении производства по делу по различным основаниям.

На все обращения, не относящиеся к ведению Конституционного Суда Республики Карелия (о пересмотре решений судов общей юрисдикции, о бездействии органов государственной власти и их должностных лиц и т.д.), Конституционным Судом Республики Карелия давались соответствующие письменные разъяснения в порядке, установленном статьей 38 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия».

По результатам рассмотрения обращений в открытых судебных заседаниях были признаны соответствующими Конституции Республики Карелия отдельные правовые предписания следующих нормативных правовых актов:

1) Закона Республики Карелия «О государственной гражданской службе Республики Карелия» (пункты 1 и 2 статьи 15, часть 3 статьи 16);

2) Закона Республики Карелия «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований, членов выборных органов местного самоуправления в Республике Карелия» (часть 2 статьи 25);

3) Решения Суоярвского районного Совета местного самоуправления от 4 июля 2006 года «Об утверждении изменений и дополнений, внесенных в Устав муниципального образования «Суоярвский район» Республики Карелия» (в части внесения изменений в часть 1 статьи 18 этого Устава);

4) Решения XXIII сессии XXV созыва Петрозаводского городского Совета от 16 декабря 2005 года № XXV/XXIII-222 «Об утверждении размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества жилых домов» (пункт 1).

Основное количество обращений, как и в 2006 году, связано с проверкой конституционности некоторых положений законов Республики Карелия, принятых в рамках реформирования системы социальной защиты граждан и замены натуральных льгот мерами социальной поддержки.

Так, Конституционный Суд Республики Карелия в связи с обращением гражданки И.Н. Тепонайнен признал не соответствующими Конституции Республики Карелия правовые предписания абзаца 3 статьи 3 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия», содержащиеся в словах «в пределах социальных норм площади жилья, устанавливаемых Правительством Республики Карелия, и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации», в отношении педагогических работников государственных социальных учреждений Республики Карелия, имеющих право на данную меру социальной поддержки в соответствии с пунктом 11 статьи 2 указанного Закона, работающих и проживающих за пределами городов и непосредственно осуществляющих социальную реабилитацию несовершеннолетних. В Постановлении от 10 октября 2007 года, вынесенном по этому делу, Конституционный Суд Республики Карелия указал, что законодательное регулирование, согласно которому педагогические работники государственных необразовательных учреждений, непосредственно осуществляющие социальную реабилитацию несовершеннолетних, работающие и проживающие за пределами городов, получают меру социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в меньшем объеме, чем педагогические работники образовательных учреждений, также работающие и проживающие за пределами городов, не отвечает общеправовым принципам справедливости и соразмерности, нарушает конституционный принцип равенства.

Также не соответствующим Конституции Республики Карелия в связи с обращением прокурора Республики Карелия признано правовое предписание абзаца 2 части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия «Об образовании», установившее в качестве обязательного условия получения меры социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением для педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, необходимость до выхода на пенсию проработать не менее десяти лет в образовательных учреждениях, расположенных на территории Республики Карелия в сельской местности, поскольку такое условие нарушает конституционные принципы равенства граждан, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, допускает ограничение права граждан на свободу передвижения и нарушает единство правового пространства.

Конституционный Суд Республики Карелия в результате комплексного анализа правового регулирования, связанного с приведением системы социальной защиты граждан в соответствие с принципами разграничения полномочий между различными уровнями власти, разрешая дела о проверке конституционности отдельных республиканских законов в данной сфере, сформулировал по этой проблеме правовые позиции, которые имеют существенное значение для проведения единой социальной политики на территории республики и обеспечения при решении этих вопросов конституционных принципов равенства и справедливости в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Карелия и международными правовыми нормами.

Являясь общеобязательными, в том числе и для Конституционного Суда Республики Карелия, такие правовые позиции применяются Конституционным Судом Республики Карелия при разрешении аналогичных конституционно-правовых споров, что позволяет осуществить конституционную защиту социальных прав граждан без вынесения итогового решения в виде постановления. В 2007 году было рассмотрено два таких дела: по обращениям гражданки Р.И. Мельник и гражданки Г.И. Красковой. По указанным делам вынесены два определения от 30 марта 2007 года, согласно которым оспариваемые положения части 3 статьи 3 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» должны применяться в правоприменительной практике с учетом конституционно-правового смысла, выявленного в Постановлении Конституционного Суда Республики Карелия от 17 мая 2006 года.

В отдельных случаях Конституционный Суд Республики Карелия в резолютивной части решения указывает на обязательность применения оспариваемых норм с учетом их конституционно-правового смысла, выявленного Конституционным Судом Республики Карелия. При этом на законодателя не возлагается обязанность вносить изменения в эти нормы.

Об этом, в частности, Конституционный Суд Республики Карелия указал в Определении от 10 мая 2007 года об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Республики Карелия от 17 мая 2006 года по делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия некоторых положений абзаца 3 статьи 3 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» по ходатайству прокурора Республики Карелия. Как следует из данного Определения, социальная защита граждан в немалой степени зависит от действий правоприменителей, которые обязаны применять законоположения, исходя из их конституционно-правового смысла, выявленного Конституционным Судом Республики Карелия.

Решения, принятые Конституционным Судом Республики Карелия, позволяют не только оценить состояние конституционной законности в Республике Карелия, но и предлагают с учетом сформированных Конституционным Судом Республики Карелия правовых позиций ориентиры по совершенствованию нормотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Карелия. Такие ориентиры используются Законодательным Собранием Республики Карелия, которое совершенствует республиканское законодательство путем внесения в него изменений с целью увеличения объема мер социальной защиты и расширения круга лиц, в отношении которых осуществляется дополнительная социальная защита. Позитивной оценки в установлении конституционной законности на территории Республики Карелия заслуживают принимаемые Законодательным Собранием Республики Карелия меры по устранению еще до вынесения судебного решения законодательных погрешностей, ставших предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Карелия. Такие действия законодателя, предупреждающие вынесение судебного решения о признании оспариваемых норм не соответствующими Конституции Республики Карелия, направлены на более оперативное достижение целей защиты основных прав и свобод человека и гражданина, защиты основ конституционного строя, обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Карелия на территории Республики Карелия.

Так, по обращению гражданина И.Н. Назарова было вынесено Определение Конституционного Суда Республики Карелия от 24 мая 2007 года о прекращении производства по делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия некоторых положений статей 3, 22, 24 и 26 Закона Республики Карелия «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований, членов выборных органов местного самоуправления в Республике Карелия». При рассмотрении дела по существу представителем Законодательного Собрания Республики Карелия было заявлено ходатайство об отложении дела для внесения законодательным органом изменений в данный Закон. Рассмотрение дела судом было отложено. Законодательным Собранием Республики Карелия в разумные сроки внесены изменения в указанный Закон. Это повлекло отзыв обращения заявителем.

Решения Конституционного Суда Республики Карелия за 2006 год, влекущие внесение изменений в нормативные правовые акты, были своевременно исполнены Законодательным Собранием и Правительством Республики Карелия.

Однако в 2007 году не исполнено Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 8 ноября 2007 года по делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия некоторых положений абзаца 2 части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия «Об образовании» по обращению прокурора Республики Карелия. Республиканский законодатель до настоящего времени не внес изменения в названный Закон об исключении признанного не соответствующим Конституции Республики Карелия предписания указанной нормы, содержащегося в словах «на территории Республики Карелия».

Также не внесены изменения в Закон Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия», несмотря на то, что Постановлением Конституционного Суда Республики Карелия от 10 октября 2007 года признаны не соответствующими Конституции Республики Карелия отдельные правовые предписания абзаца 3 статьи 3 данного Закона в отношении педагогических работников государственных социальных учреждений Республики Карелия, имеющих право на указанную меру социальной поддержки в соответствии с пунктом 11 статьи 2 этого Закона, работающих и проживающих за пределами городов и непосредственно осуществляющих социальную реабилитацию несовершеннолетних.

Учитывая, что одну из основ конституционного строя Российской Федерации составляет местное самоуправление, через органы которого народ осуществляет свою власть непосредственно (статья 3 Конституции Республики Карелия), особую важность имеет обеспечение конституционных прав граждан и соблюдение конституционной законности при осуществлении своих полномочий органами местного самоуправления.

В связи с этим Конституционный Суд Республики Карелия, признавая соответствующими Конституции Республики Карелия оспоренные предписания нормативных правовых актов органов местного самоуправления, в своих решениях от 13 февраля 2007 года по обращению гражданина С.В. Егорова и от 3 мая 2007 года по обращению гражданки Г.Г. Морозовой указал на необходимость соблюдения принципа гласности в деятельности органов местного самоуправления. Как указано в этих судебных решениях, соблюдение данного принципа выражается в обязанности своевременного официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, с целью обеспечения возможности ознакомления с ними граждан.

Постановления Конституционного Суда Республики Карелия, определения об отказе в принятии к рассмотрению обращений с выраженной в них правовой позицией, определение об официальном разъяснении постановления Конституционного Суда Республики Карелия были опубликованы в газете «Карелия», сборнике «Собрание законодательства Республики Карелия». Кроме того, вышеуказанные решения, а также иные определения Конституционного Суда Республики Карелия публиковались в дайджесте оперативной информации «Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации», выпускаемом Аппаратом по обеспечению деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации, в Вестнике Конституционного Суда Республики Карелия. Все решения суда размещены на официальном сайте Конституционного Суда Республики Карелия (http://ksrk.karelia.ru).

Судебные заседания Конституционного Суда Республики Карелия были открытыми, гражданам и представителям средств массовой информации был обеспечен свободный доступ на заседания.

Изложенное свидетельствует об обеспечении Конституционным Судом Республики Карелия прозрачности и открытости правосудия, доступности судебных актов конституционного правосудия для ознакомления неограниченным кругом лиц. Это способствует широкой информированности населения о способах и возможностях защиты конституционных прав. Понимание доступности правосудия влияет на общественное доверие к суду и другим органам государственной власти Республики Карелия. В 2007 году выпущено 2 номера Вестника Конституционного Суда Республики Карелия, в которых были опубликованы решения суда, материалы, подготовленные на заседаниях научно-консультативного совета при Конституционном Суде Республики Карелия, научные статьи в сфере конституционного права и конституционного правосудия.

В настоящее время научно-консультативным советом при Конституционном Суде Республики Карелия практически завершена работа над комментарием к Конституции Республики Карелия. Совместной задачей органов государственной власти Республики Карелия является издание его максимально большим тиражом, чтобы обеспечить его доступность для всех желающих.

В заключение необходимо отметить, что в Республике Карелия накоплен опыт правотворчества и правоприменения. Большинство нормативных правовых актов принято в соответствии с нормами Конституции Республики Карелия и международно-правовыми стандартами и исполняются на практике надлежащим образом. Они обеспечивают достаточно полное регулирование общественных отношений. Созданная правовая база позволяет всем ветвям государственной власти в Республике Карелия реализовывать свои полномочия, обеспечивать защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

Конституционный Суд Республики Карелия

Рубрики: Послания