Определение от 19.07.2010 г.

Об отказе в принятии к рассмотрению обращения Администрации Прионежского муниципального района

Именем Республики Карелия

Определение Конституционного Суда Республики Карелия

о проверке соответствия Конституции Республики Карелия пункта 7 статьи 1 Закона Республики Карелия от 1 октября 2008 года № 1229-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия»

г. Петрозаводск
19 июля 2010 года

Конституционный Суд Республики Карелия в составе председательствующего Т.Н. Фотиной, судей В.П. Наговицына, П.А. Союнена, заслушав заключение судьи П.А. Союнена, проводившего на основании статьи 39 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» предварительное изучение обращения Администрации Прионежского муниципального района,

установил:

1. Согласно пункту 7 статьи 1 Закона Республики Карелия от 1 октября 2008 года № 1229-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия» статья 21 Закона Республики Карелия от 30 декабря 1999 года № 384-ЗРК «О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия» изложена в новой редакции.

В соответствии со статьей 21 в редакции оспариваемого Закона Республики Карелия налоговые льготы, пониженные ставки налогов, установленные настоящим Законом для организаций, предоставляются при отсутствии у организации увеличения недоимки по налогам и сборам в бюджет Республики Карелия и местные бюджеты с начала календарного года по первое число месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, либо возникновения недоимки по налогам и сборам в бюджет Республики Карелия и местные бюджеты на первое число месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, при условии раздельного учета доходов по видам деятельности и раздельного учета имущества для налогоплательщиков, которым пониженная ставка налога на имущество организаций установлена в отношении отдельных объектов имущества, признаваемого объектом налогообложения, в целях правильного применения льгот в соответствии с настоящим Законом.

С учетом указанных положений Закона заявитель считает, что наличие недоимки, например, по транспортному налогу не должно влечь утрату права на льготную ставку по налогу на имущество, по которому недоимки нет. Однако на практике при наличии недоимки по другим налогам в бюджет Республики Карелия налоговый орган производит исчисление налога на имущество в общем порядке без учета льготной ставки. По мнению заявителя, это свидетельствует о неопределенности юридического содержания правовой нормы и приводит к нарушению его конституционных прав.

На основании изложенного Администрация Прионежского района просит признать оспариваемые правовые предписания указанного Закона не соответствующими Конституции Республики Карелия, ее статьям 5 (часть 2), 31, 41 (часть 2, пункт 5).

2. Заслушав заключение судьи П.А. Союнена по результатам предварительного изучения обращения и представленных материалов, Конституционный Суд Республики Карелия, разрешая вопрос о возможности принятия обращения к рассмотрению, наряду с другими вопросами устанавливает, имеется ли в действительности неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Республики Карелия оспариваемой нормы или такая неопределенность является мнимой, а доводы заявителя, содержащиеся в жалобе, произвольными.

Обязанность уплачивать законно установленные налоги предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 (часть первая) Налогового кодекса Российской Федерации.

В Республике Карелия эти требования содержатся в статье 31 Конституции Республики Карелия и Законе Республики Карелия от 30 декабря 1999 года № 384-ЗРК «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия».

Согласно статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

На основании пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса при установлении налога на имущество организаций законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

Следуя этим установлениям, законодатель республики в оспариваемой норме Закона признал обязательными условиями для предоставления права на налоговые льготы отсутствие у организации увеличения недоимки по налогам и сборам в бюджет Республики Карелия и местные бюджеты с начала календарного года по первое число месяца, следующего за отчётным (налоговым) периодом, либо возникновения недоимки по налогам и сборам в бюджет Республики Карелия и местные бюджеты на первое число месяца, следующего за отчётным (налоговым) периодом, при условии раздельного учёта доходов по видам деятельности и раздельного учёта имущества для налогоплательщиков, которым пониженная ставка налога на имущество организаций установлена в отношении отдельных объектов имущества, в целях правильного применения льгот.

Уясняя конституционно – правовой смысл оспариваемых правовых предписаний рассматриваемого Закона, Суд исходит из конституционной обязанности каждого платить все законно установленные налоги, и только в этом случае налогоплательщик может рассчитывать на установленное Законом  право на налоговую льготу.

Иное, в том числе и предполагаемое заявителем понимание смысла оспариваемой нормы, как возможность не платить одни налоги и при этом получать льготы по уплате других налогов, исключало бы стимулирующий характер льготного налогообложения, противоречило бы конституционно-правовому смыслу данного регулирования.

Таким образом, вопреки утверждению заявителя оспариваемые им положения пункта 7 статьи 1 рассматриваемого Закона, которым внесены изменения в статью 21 Закона Республики Карелия от 30 декабря 1999 года № 384-ЗРК «О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия», устанавливают вполне определённые условия льготного налогообложения, которые и по их буквальному смыслу, и по их содержанию позволяют сделать суду вывод о том, что при таких обстоятельствах доводы заявителя являются произвольными, не дающими оснований полагать о наличии неопределённости в вопросе о их соответствии статьям 5 (часть 2), 31, 41 (часть 2, пункт 5) Конституции Республики Карелия.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 41 (пункт 1), 43, 72 (часть 2) Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», Конституционный Суд Республики Карелия

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения Администрации Прионежского муниципального района о проверке соответствия Конституции Республики Карелия пункта 7 статьи 1 Закона Республики Карелия от 1 октября 2008 года № 1229-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия».

2. Определение является окончательным, вступает в силу немедленно после его оглашения и обжалованию не подлежит.

Конституционный Суд Республики Карелия

Рубрики: Определения