3 марта 2020 года Конституционный Суд Республики Карелия провозгласил решение по делу о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия положений статьи 15 Закона Республики Карелия от 20 декабря 2013 года № 1755-ЗРК «Об образовании» и постановления Правительства Республики Карелия от 20 мая 2014 года № 155-П «Об утверждении Порядка обращения за получением компенсации платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и порядка ее выплаты» в связи с обращением депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия Гуменниковой Марины Алексеевны, Шмаеник Ольги Николаевны

История вопроса

В соответствии с положениями статьи 15 Закона Республики Карелия «Об образовании» в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории Республики Карелия.

Оспариваемым Постановлением определены перечень документов, предоставляемых для выплаты компенсации родительской платы, сроки совершения юридически значимых действий, методика расчета компенсации родительской платы.

Согласно Закону Республики Карелия от 16 декабря 2005 года № 927-ЗРК «О некоторых вопросах социальной поддержки граждан, имеющих детей» средства (часть средств) регионального материнского (семейного) капитала могут быть направлены, в частности, на исполнение обязательств по внесению родительской платы.

Позиция заявителей

По мнению заявителей, оспариваемые правовые предписания не соответствуют Конституции Республики Карелия, ее статьям 4 (части 1, 2), 19, 24, поскольку не предусматривают возможности и механизма получения компенсации родительской платы в случае ее внесения родителями (законными представителями) путем направления средств регионального материнского (семейного) капитала, что ставит их в неравное положение по сравнению с родителями, внесшими родительскую плату самостоятельно (за счет собственных средств).

Позиция Суда 

Конституционный Суд Республики Карелия отметил следующее.

Положения статьи 15 Закона Республики Карелия «Об образовании», рассматриваемые в системе действующего правового регулирования, не предусматривают оснований для отказа в получении компенсации родительской платы, не указывают на способы внесения родительской платы, не устанавливают ограничения права родителей (законных представителей) на компенсацию родительской платы в зависимости от реализации ими права на какие-либо иные меры социальной поддержки, предоставляемые за счет средств бюджета Республики Карелия, в том числе права на региональный материнский (семейный) капитал, от источников происхождения денежных средств, используемых родителями (законными представителями) для внесения родительской платы (заработок родителей (законных представителей), заемные средства, средства регионального материнского (семейного) капитала). Ни оспариваемые положения Закона Республики Карелия «Об образовании», ни иные нормы правовых актов Российской Федерации, Республики Карелия, регулирующих вопросы государственной поддержки семей, имеющих детей, не содержат требования для граждан выбирать между получением компенсации родительской платы и предусмотренными законодательством иными мерами социальной поддержки. Таким образом, лицо, исполнившее обязательства по внесению родительской платы путем направления средств регионального материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, как лицо, внесшее ее, имеет право на получение компенсации.

Оспариваемым Постановлением установлено, что компенсация родительской платы выплачивается непосредственно заявителю: на счет, открытый в кредитной организации, через организацию федеральной почтовой связи или наличными денежными средствами. Специальных норм, регулирующих предоставление компенсации родительской платы, внесенной за счет средств регионального материнского (семейного) капитала, оспариваемое Постановление не содержит. Отсутствие в оспариваемом Постановлении норм, учитывающих особенности предоставления компенсации родительской платы в случае направления на исполнение обязательств по ее внесению средств регионального материнского (семейного) капитала и необходимость обеспечения его целевого характера, порождает правовую неопределенность в вопросе о порядке выплаты компенсации родительской платы, что, в свою очередь, приводит к противоречивой правоприменительной практике.

Расхождения в правоприменительной практике свидетельствуют о неравном правовом положении граждан, имеющих детей, приводят к ограничению права на получение компенсации родительской платы, что нарушает конституционные принципы верховенства права и равенства перед законом.

Таким образом, Конституционный Суд Республики Карелия:

признал не противоречащими Конституции Республики Карелия положения статьи 15 Закона Республики Карелия от 20 декабря 2013 года № 1755-ЗРК «Об образовании», как предполагающие по своему конституционно-правовому смыслу в системной связи с положениями Закона Республики Карелия от 16 декабря 2005 года № 927-ЗРК «О некоторых вопросах социальной поддержки граждан, имеющих детей» предоставление права на получение компенсации родительской платы в случае, если на исполнение обязательств по ее внесению были направлены средства регионального материнского (семейного) капитала;

признал положения постановления Правительства Республики Карелия от 20 мая 2014 года № 155-П «Об утверждении Порядка обращения за получением компенсации платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и порядка ее выплаты» не соответствующими Конституции Республики Карелия, ее статьям 5 (часть 1), 19 (часть 1), в той мере, в какой они не обеспечивают реализацию права на получение компенсации родительской платы для всех граждан, которые приняли решение о направлении средств регионального материнского (семейного) капитала на исполнение обязательств по внесению родительской платы.

Конституционный Суд Республики Карелия установил следующий порядок исполнения Постановления:

Правительству Республики Карелия надлежит внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения;

впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, при решении вопроса о компенсации родительской платы, следует исходить из недопустимости отказа в ее выплате в случае, если на исполнение обязательств по внесению родительской платы были направлены средства регионального материнского (семейного) капитала, при этом учитывая необходимость обеспечения целевого характера использования средств регионального материнского (семейного) капитала.

Председательствовала в процессе Данилова Мария Вадимовна

Судья-докладчик Тайбаков Алексей Алексеевич

Рубрики: Новости