22 июня 2020 года Конституционный Суд Республики Карелия провозгласил решение по делу о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия положений части седьмой статьи 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» в связи с обращением Ганина Андрея Владимировича

История вопроса

В соответствии с оспариваемыми положениями ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а также в случае выплаты ежемесячного пожизненного содержания в соответствии с Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», меры социальной поддержки, установленные данным Законом Республики Карелия, предоставляются в случае, если они достигли возраста: мужчины — 55 лет и женщины — 50 лет.

Позиция заявителя

По мнению заявителя, оспариваемые положения, устанавливая  возраст, по достижении которого указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, ставят ветеранов труда – пенсионеров правоохранительных органов в неравное положение с иными ветеранами труда, что не соответствует части 2 статьи 19 Конституции Республики Карелия.

Позиция Суда 

Конституционный Суд Республики Карелия отметил следующее.

До 1 января 2005 года условия предоставления мер социальной защиты для ветеранов труда устанавливались непосредственно Федеральным законом «О ветеранах».  В качестве условия приобретения права на меры социальной защиты указанный закон называл установление (назначение) ветеранам труда пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения ими трудовой деятельности, а ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на меры социальной защиты предоставлялось при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное.

В связи с перераспределением полномочий по регулированию правоотношений в сфере социальной защиты между Российской Федерацией и ее субъектами был установлен новый правовой механизм социальной защиты ветеранов труда, предполагающий, что меры социальной поддержки для ветеранов труда, а также для граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Устанавливая в Законе Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» меры социальной поддержки ветеранам труда, их размеры и условия предоставления, законодатель Республики Карелия отказался от использования действовавшего ранее на федеральном уровне подхода. Согласно статье 3 указанного Закона Республики Карелия в редакции, действовавшей с момента его принятия и до вступления в силу оспариваемых правовых предписаний, меры социальной поддержки предоставлялись всем ветеранам труда независимо от факта установления (назначения) пенсии либо достижения определенного возраста.

Оспариваемыми положениями был установлен возраст, по достижении которого меры социальной поддержки ветеранов труда предоставляются пенсионерам правоохранительных органов. Для иных лиц, относящихся к категории «Ветеран труда», порядок приобретения права на меры социальной поддержки не изменился, какие-либо дополнительные условия получения мер социальной поддержки (достижение возраста, назначение (установление) пенсии, прекращение трудовой деятельности, имущественное положение) не были предусмотрены.

При этом законодательство не исключает присвоение звания «Ветеран труда» пенсионерам правоохранительных органов, не достигшим возраста 50 и 55 лет (для женщин и мужчин соответственно), поскольку присвоение звания «Ветеран труда» не ставится в зависимость от достижения гражданином, отвечающим установленным требованиям, какого-либо возраста.

Таким образом, законодателем Республики Карелия в рамках одной и той же категории – лица, которым присвоено звание «Ветеран труда», установлено два вида субъектов, имеющих право на меры социальной поддержки, но различающихся условиями их получения в зависимости от вида пенсионного (материального) обеспечения и возраста.

Поскольку в результате осуществленного правового регулирования установлены необоснованные различия в условиях предоставления мер социальной поддержки  для лиц, принадлежащих к одной и той же категории ветеранов – «Ветераны труда», в результате чего ветераны труда из числа пенсионеров правоохранительных органов и иные ветераны труда оказались в неравном правовом положении исключительно в зависимости от возраста и вида пенсионного (материального) обеспечения, то положения части седьмой статьи 3 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» не отвечают конституционному принципу равенства всех перед законом и судом (части 1 и 2 статьи 19 Конституции Республики Карелия).

Председательствовал в процессе Тайбаков Алексей Алексеевич

Судья-докладчик Беньяминова Светлана Александровна

Рубрики: Новости