Определение Конституционного Суда Республики Карелия от 26 ноября 2020 года об отказе в принятии к рассмотрению обращения Гильзуновой Татьяны Александровны о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия положений пункта 1 постановления Правительства Республики Карелия от 28 июля 2008 года № 148-П «О многодетных семьях в Республике Карелия»

Именем Республики Карелия

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

об отказе в принятии к рассмотрению обращения Гильзуновой Татьяны Александровны о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия положений пункта 1 постановления Правительства Республики Карелия
от 28 июля 2008 года № 148-П «О многодетных семьях в Республике Карелия»

город Петрозаводск
26 ноября 2020 года

Конституционный Суд Республики Карелия в составе председательствующего С.А. Беньяминовой, судей М.В. Даниловой, А.А. Тайбакова, заслушав заключение судьи М.В. Даниловой, проводившей на основании статьи 39 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» предварительное изучение обращения Гильзуновой Татьяны Александровны о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия положений пункта 1 постановления Правительства Республики Карелия от 28 июля 2008 года № 148-П «О многодетных семьях в Республике Карелия»,

установил:

  1. Заявительница оспаривает конституционность правовых предписаний пункта 1 постановления Правительства Республики Карелия от 28 июля
    2008 года № 148-П «О многодетных семьях в Республике Карелия».

Указанный пункт определяет многодетными семьями семьи, имеющие трех и более детей и отвечающие следующим условиям:

– один или оба родителя постоянно или преимущественно проживают на территории Республики Карелия;

– родитель (родители) не ограничены в родительских правах и не лишены родительских прав;

– дети не находятся на полном государственном обеспечении;

– дети в возрасте до 18 лет или до 23 лет учатся в образовательном учреждении по очной форме обучения.

Как следует из материалов дела, заявительнице и ее супругу отказано в выдаче удостоверения «Многодетная семья» в связи с тем, что один из их детей обучается в Петрозаводском президентском кадетском училище и находится на полном государственном обеспечении. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 4 октября 2019 года данный отказ признан обоснованным со ссылкой на оспариваемые правовые предписания.

По мнению заявительницы, устанавливая условие, при котором к многодетным семьям не могут быть отнесены имеющие трех и более детей семьи, в которых дети находятся на полном государственном обеспечении, пункт 1 постановления Правительства Республики Карелия «О многодетных семьях в Республике Карелия» не соответствует статьям 4 (часть 2), 24
(части 2, 3) Конституции Республики Карелия, поскольку нарушает право граждан на льготы и меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством для многодетных семей.

  1. Конституционный Суд Республики Карелия, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данного обращения к рассмотрению.

Конституция Республики Карелия не закрепляет конкретные меры социальной поддержки, объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан, соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям нормотворческого органа, который располагает достаточно широкой дискрецией при определении организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, и вправе осуществлять выбор тех или иных мер социальной защиты, определять порядок и условия их предоставления устанавливаемому им кругу лиц.

Социальная защита, включая социальное обеспечение, защита семьи, материнства, отцовства и детства, создание условий для достойного воспитания детей в семье находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по предметам которого издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (пункты «ж», «ж1» части 1 статьи 72, часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей), относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по правовому регулированию вопросов социальной поддержки многодетных семей определены Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», согласно которому в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга необходимо определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона (подпункт «а» пункта 1).

Таким образом, оспариваемые заявительницей положения, устанавливая условия, при которых семьи, имеющие трех и более детей, определяются многодетными, являются частью правового механизма, направленного на улучшение демографической ситуации, укрепление института многодетной семьи, и приняты в рамках имеющихся дискреционных полномочий Правительства Республики Карелия.

Разрешение же вопроса о расширении круга семей, которые могут быть признаны многодетными, на чем фактически настаивает заявительница, относится к компетенции Правительства Республики Карелия, а не к полномочиям Конституционного Суда Республики Карелия, как они определены статьей 68 Конституции Республики Карелия и статьей 3 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия».

Заявительница, являющаяся получателем пособия на ребенка из малообеспеченной семьи, ходатайствует об освобождении от уплаты государственной пошлины, ссылаясь на свое имущественное положение. С учетом представленных заявительницей документов Конституционный Суд Республики Карелия полагает возможным удовлетворить представленное ходатайство и освободить Гильзунову Татьяну Александровну от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 41 (пункт 1), 43, 72 (часть 2) Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», Конституционный Суд Республики Карелия

определил:

  1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения Гильзуновой Татьяны Александровны о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия положений пункта 1 постановления Правительства Республики Карелия
    от 28 июля 2008 года № 148-П «О многодетных семьях в Республике Карелия», поскольку оно не отвечает требованиям Закона Республики Карелия
    «О Конституционном Суде Республики Карелия», в соответствии с которыми обращение в Конституционный Суд Республики Карелия признается допустимым.
  2. Исходя из имущественного положения заявительницы освободить Гильзунову Татьяну Александровну от уплаты государственной пошлины.
  3. Определение является окончательным, вступает в силу немедленно после его оглашения и обжалованию не подлежит.

Рубрики: Новости, Определения