Послание от 05.03.2012 г.

Послание
Конституционного Суда Республики Карелия
Законодательному Собранию Республики Карелия

5 марта 2012 года
город Петрозаводск

Деятельность конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации – органов судебного конституционного контроля, призвана содействовать обеспечению верховенства и защиты конституций и уставов субъектов  Российской Федерации, совершенствованию взаимодействия  их органов власти, формированию местного самоуправления, обеспечению прав и свобод граждан, развитию правовой системы и правового сознания в Российской Федерации.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации – судебные органы конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющие судебную власть в специфической форме конституционного (уставного) судопроизводства, содержание которой предусмотрено в конституциях (уставах) и законах субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд Республики Карелия в силу возложенных на него Конституцией Республики Карелия задач в пределах своей компетенции принимает меры по обеспечению конституционной законности в Республике Карелия посредством проверки конституционности законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в Республике Карелия.

Настоящее послание направляется Законодательному Собранию Республики Карелия в соответствии с частью 4 статьи 3 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» на основании дел, рассмотренных в 2011 году.

Всего в 2011 году в Конституционный Суд Республики Карелия поступило 32 обращения, из них 22 письменных.

На 15 обращений, не относящихся к ведению Конституционного Суда Республики Карелия (о пересмотре решений судов общей юрисдикции, о бездействии органов государственной власти и их должностных лиц и т.д.), Конституционным Судом Республики Карелия давались соответствующие письменные разъяснения в порядке, установленном статьей 38 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия».

Два обращения были возвращены заявителям с указанием причин возвращения и для устранения недостатков в случае повторного направления обращений.

По вопросам, подлежащим рассмотрению Конституционным Судом Республики Карелия, рассмотрено 5 обращений, по которым вынесено 1 итоговое решение по существу поставленных вопросов и 4 определения об отказе в принятии к рассмотрению.

Рассмотренные в 2011 году Конституционным Судом Республики Карелия дела, как и в предыдущие годы, в большинстве своем были связаны с проверкой на соответствие Конституции Республики Карелия норм, их отдельных правовых положений, установленных республиканским законодательством и решениями органов местного самоуправления по регулированию вопросов социальной поддержки граждан.

К их числу относятся поступившие в 2011 году обращения граждан: Богдановой С.В., Бордановского В.Л., Варежкиной Т.Н., Грецкого Г.Н., Кенинги Л.В., Кузьмина А.И., Радцевич А.Т., Свидского С.А., Селявко Л.В., по которым Конституционным Судом Республики Карелия были вынесены определения об отказе в принятии с мотивированной позицией.

Гражданин Грецкий Геннадий Николаевич в своем обращении в Конституционный Суд Республики Карелия указывал на неконституционность отдельных положений Закона Республики Карелия от 6 октября 2005 год № 903-ЗРК «О некоторых вопросах пожарной безопасности», а именно:

– части 1 статьи 2, согласно которой в соответствии с федеральным законодательством  Противопожарная служба Республики Карелия входит в систему Государственной противопожарной службы;

– пункта 6 части 1 статьи 3, согласно которому к полномочиям Правительства Республики Карелия в области пожарной безопасности относится утверждение перечня оперативных должностей Противопожарной службы Республики Карелия в целях пенсионного обеспечения работников в соответствии с федеральным законодательством.

Обращаясь в Конституционный Суд Республики Карелия, заявитель полагал, что гарантии социальной защиты должны одинаково распространяться как на сотрудников федеральной противопожарной службы, так и на работников противопожарной службы субъектов Российской Федерации.

В связи с этим Грецкий Г.Н. просил обязать Законодательное Собрание Республики Карелия внести изменения в оспариваемый Закон, дополнив его пункт 6 части 1 статьи 3 словами «Работникам государственной противопожарной службы Республики Карелия, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсия по старости устанавливается по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет».

При разрешении вопроса о возможности принятия обращения заявителя  к рассмотрению Конституционный Суд Республики Карелия, комплексно изучив все аспекты законодательного регулирования правовых, экономических и социальных вопросов деятельности Государственной противопожарной службы Республики Карелия с учетом изменений федерального законодательства, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 5 февраля  2009 года № 552-О-О, констатировал следующее:

– внесение изменений в Закон Республики Карелия «О некоторых вопросах пожарной безопасности», связанных с установлением дополнительных гарантий пенсионного обеспечения работникам Противопожарной службы Республики Карелия, к полномочиям Конституционного Суда Республики Карелия не относится и является исключительной прерогативой Законодательного Собрания Республики Карелия;

– положение пункта 6 части 1 статьи 3 вышеназванного республиканского Закона определяет полномочие Правительства Республики Карелия в области пожарной безопасности по утверждению перечня оперативных должностей Противопожарной службы в целях пенсионного обеспечения в соответствии с федеральным законодательством, корреспондирует положению части 7 статьи 8 Федерального закона «О пожарной безопасности» и не содержит неопределенности.

Определением Конституционного Суда Республики Карелия от 26 июня 2011 года Грецкому Г.Н. в принятии обращения к рассмотрению было отказано.

Одной из основ конституционного строя Российской Федерации является местное самоуправление, через органы которого народ осуществляет свою власть непосредственно (статьи 3, 70 Конституции Республики Карелия). Учитывая  изложенное, особую важность имеет обеспечение конституционных прав граждан и соблюдение конституционной законности при принятии органами местного самоуправления решений в пределах своих полномочий. Соответственно, как и Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления согласно своей компетенции несут ответственность за состояние дел  в сфере социальной защиты населения.

Граждане  Богданова С.В., Бордановский В.Л., Кенинги Л.В., Радцевич А.Т., Свидский С.А., Селявко Л.В. оспаривали конституционность положений пункта 3 Порядка назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа, утвержденного Решением Петрозаводского городского Совета от 27 апреля 2011 года № 27/02-39.

Перечисленным гражданам, уволившимся с муниципальной службы в органах местного самоуправления города Петрозаводска в разное время и по различным основаниям, была установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости (инвалидности) за стаж муниципальной службы.

Указанная доплата к трудовой пенсии изначально производилась на основании распоряжений Главы местного самоуправления города Петрозаводска в размере, рассчитанном на основании действовавшего в период выхода граждан на трудовую пенсию регионального законодательства, регламентировавшего условия приобретения муниципальными служащими права на указанную доплату и правила ее исчисления.

Далее в редакции муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих механизм определения и корректировки размера ежемесячной доплаты к пенсии, вносились изменения в соответствии с изменениями действующего законодательства.

С 6 мая 2011 года вступил в законную силу новый Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа, утвержденный Решением Петрозаводского городского Совета от 27 апреля 2011 года № 27/02-39, в пункт 2 которого решением Петрозаводского городского Совета от 9 июня 2011 года № 27/03-60 было внесено изменение о том, что настоящее решение вступает в силу с 1 октября 2010 года.

В своем обращении в Конституционный Суд Республики Карелия заявители просили проверить соответствие положения пункта 3 указанного Порядка статьям 4, 25 Конституции Республики Карелия. Неконституционность оспариваемого правового предписания, по мнению заявителей, состояла в том, что Петрозаводский городской Совет, изменив порядок определения размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа, понизил уровень социальной обеспеченности и тем самым нарушил их конституционное право на социальное обеспечение.

Заявители считали, что лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа и вышедшим на пенсию до издания указанного Порядка, доплата к трудовой пенсии должна производиться в ранее установленном размере.

При рассмотрении обращения заявителей Конституционный Суд Республики Карелия в системной связи проанализировал федеральное законодательство, регулирующее правовые основы муниципальной службы,  региональное законодательство, муниципальные правовые акты, устанавливающие дополнительные гарантии лицам, проходившим муниципальную службу и находящимся на трудовой пенсии по старости (инвалидности), а также учел правовые позиции, изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2007 года № 12-П, определениях от 15 января 2008 года № 108-О-О, от 21 октября 2008 года № 643-О-О), Постановлении Конституционного Суда Республики  Карелия от 7 октября 2010 года по делу Титова А.М. и решениях Европейского Суда по правам человека (постановления от 18 ноября 2004 года по делу «Праведная Россия против Российской Федерации» и от 25 октября 2005 года по делу «Юрий Романов против Российской Федерации»).

С учетом вышеизложенного, Конституционный Суд Республики Карелия пришел к выводу, что Петрозаводский городской Совет был вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим муниципальные должности в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения (ежемесячной доплаты к трудовой пенсии), в том числе корректировать правила исчисления таких выплат, и это само по себе не противоречит предписаниям статей 4 и 25 Конституции Республики Карелия.

Конституционные принципы и нормы, составляющие основу всего регулирования социальных прав, предполагают, что законодательная база в этой сфере характеризуется признаками стабильности, предсказуемости, справедливости и поддержанием достигнутого уровня социальной защиты граждан, исключая его снижение либо отмену ранее предоставлявшихся благ.

Установленное органом местного самоуправления новое правовое регулирование не только не уменьшило, но и позволило увеличить размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы у заявителей Бордановского В.Л., Свидского С.А.

Таким образом, довод заявителей о том, что введенное нормативное регулирование определения размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, закрепленное оспариваемым правовым предписанием, ухудшило их сложившееся ранее материальное положение и повлекло снижение социальной защищенности граждан, не нашел подтверждения в исследованных Конституционным Судом Республики Карелия материалах дела.

Кроме того, неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Карелия положение пункта 3 Порядка назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа, утвержденного решением Петрозаводского городского Совета от 27 апреля 2011 года, в ходе рассмотрения обращения Конституционным Судом Республики Карелия не была выявлена.

Определение же конкретного размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии заявителей и проверка соразмерности его установления фактически означала бы оценку Конституционным Судом Республики Карелия экономической обоснованности осуществленного органом местного самоуправления правового регулирования, что не относится к компетенции Конституционного Суда Республики Карелия.

Учитывая изложенное, Конституционный Суд Республики Карелия отказал в принятии к рассмотрению обращения граждан Богдановой С.В., Бордановского В.Л., Кенинги Л.В., Радцевич А.Т., Свидского С.А., Селявко Л.В., поскольку оно не отвечало требованиям Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», в соответствии с которым обращение в Конституционный Суд Республики Карелия признается допустимым, и поскольку разрешение вопросов, поставленных заявителями Конституционному Суду Республики Карелия неподведомственно.

В обращениях в Конституционный Суд Республики Карелия многократно ставились вопросы о мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемых работающим педагогам, медицинским и фармацевтическим работникам, социальным работникам, специалистам учреждений культуры, а также всем этим специалистам, вышедшим на пенсию.

Решения Конституционного Суда Республики Карелия по делам о проверке конституционности законов и иных нормативных правовых актов высокого уровня имеют по своей сути нормативный характер и приобретают прецедентное значение. Правовые позиции, выраженные в ранее принятых решениях, являясь общеобязательными к исполнению и применению, позволяют при разрешении аналогичных  конституционно-правовых споров осуществлять защиту социальных прав граждан без вынесения итогового решения  в виде постановления по делу.

Так гражданка Варежкина Татьяна Николаевна в своем обращении в Конституционный Суд Республики Карелия оспаривала конституционность положений части 3 статьи 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия», содержащихся в словах «в пределах социальных норм площади жилья, устанавливаемых Правительством Республики Карелия, и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Заявительница указывала, что оспариваемыми положениями республиканского Закона отменено право специалистов государственной ветеринарной службы, проживающих и работающих в сельской местности, на бесплатные коммунальные услуги, в результате снижен уровень их социальной защиты, достигнутый ранее. Тем самым нарушено требование статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2005 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о недопустимости ухудшения условий предоставления льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан в натуральном виде до 31 декабря 2004 года.

По мнению заявительницы, положения части 3 статьи 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия», содержащиеся в словах «в пределах социальных норм площади жилья, устанавливаемых Правительством Республики Карелия, и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации», противоречат статьям 5 (части 1 и 2), 16 и 17 Конституции Республики Карелия.

Рассмотрев представленные заявительницей документы, а также материалы, собранные в ходе предварительного изучения обращения, с учетом норм действующего законодательства, Конституционный Суд Республики Карелия пришел к выводу, что обращение Варежкиной Т.Н. не может быть принято к рассмотрению.

Правовое предписание части 3 статьи 3 рассматриваемого республиканского Закона, содержащееся в словах «в пределах социальных норм площади жилья, устанавливаемых Правительством Республики Карелия, и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации», уже являлось предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Карелия.

В Постановлении от 21 июля 2006 года в связи с обращением гражданки Юзвюк Ольги Ивановны Конституционный Суд Республики Карелия пришел к выводу о том, что правовое предписаниестатьи 3 вышеуказанного закона, содержащееся в словах «в пределах социальной нормы площади жилья, регионального стандарта оплаты жилья и коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации», по своему конституционно-правовому смыслу в системе правовых норм, регулирующих правоотношения в этой сфере, является дополнительной мерой социальной поддержки, установленной для отдельных категорий граждан законодателем Республики Карелия в рамках предоставленных полномочий за счет средств собственного бюджета, не влечет нарушения каких-либо конституционных прав граждан, а потому не противоречит Конституции Республики Карелия.

Поскольку указанное решение Конституционного Суда Республики Карелия сохраняет свою силу, в соответствии с пунктом 2 статьи 41 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» Варежкиной Т.Н.  было отказано в принятии ее обращения к рассмотрению.

Также, с учетом ранее вынесенного решения по аналогичному предмету обращения, было рассмотрено дело Кузьмина Алексея Ивановича, оспаривавшего конституционность положений части 1 статьи 4 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия».

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Республики Карелия«О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» лицам, указанным в пунктах 1-12 статьи 2 настоящего Закона, имеющим одновременно право на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, мера социальной поддержки предоставляется по одному из оснований по выбору получателя, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Заявитель просил проверить соответствие указанных положений Закона Республики Карелия Конституции Республики Карелия.

Изучив представленные материалы, Конституционный Суд Республики Карелия указал, что вопрос о соответствии Конституции Республики Карелия положений части 1 статьи 4 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» получил разрешение в Постановлении Конституционного Суда Республики Карелия от 18 ноября  2005 года  в связи с обращением Ивановой Тамары Константиновны.

Пунктом 1 резолютивной части данного Постановления Конституционный Суд Республики Карелия признал правовые предписания части 1 статьи 4 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» соответствующими Конституции Республики Карелия.

Постановление  по делу Ивановой Т.К. было мотивировано тем, что в соответствии с принципами и нормами международного права в законодательной практике и российского, и республиканского законодателей сформировалось правило, согласно которому при наличии у гражданина права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям, она предоставляется по одному из них по выбору получателя, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Поскольку по рассматриваемому предмету обращения было вынесено Постановление Конституционного Суда Республики Карелия, и оно сохраняет свою силу, данные обстоятельства являются бесспорным основанием для отказа в принятии обращения к рассмотрению.

С учетом вышеизложенного, Кузьмину А.И. было отказано в принятии обращения к рассмотрению.

Исключением из обращений, рассмотренных Конституционным Судом Республики Карелия  в 2011 году, связанных с защитой  прав граждан в социальной сфере, стало дело о проверке соответствия Конституции Республики Карелия Закона Республики  Карелия  от 10 ноября 2010 года № 1435-ЗРК «О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения», по которому было принято итоговое решение.

Поводом к рассмотрению дела явилось обращение регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия, а основанием – обнаружившаяся неопределенность в вопросе соответствия Конституции Республики Карелия Закона Республики Карелия от 10 ноября 2010 года № 1435-ЗРК «О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения».

По мнению заявителя, оспариваемый Закон Республики Карелия лишил возможности получения звания «Ветеран труда Республики Карелия» и, соответственно, приобретения права на социальную поддержку по этому основанию целую категорию граждан, достигших пенсионного возраста, имевших необходимый трудовой стаж и не награжденных государственными наградами (званиями), был принят с нарушением процедуры и порядка принятия, а потому не соответствует статьям 3, 19, 20, 25, 42 Конституции Республики Карелия.

Конституционность Закона Республики Карелия «О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» оспаривалась заявителем также по порядку его принятия, поскольку, как указано в обращении, при рассмотрении законопроекта и принятии оспариваемого Закона были допущены «неоднократные и грубые нарушения Регламента Законодательного Собрания Республики Карелия».

Заявитель ссылался на отсутствие необходимого заключения Главы Республики Карелия на момент принятия оспариваемого Закона, что привело к нарушению требования, установленного частью 3 статьи 42 Конституции Республики Карелия, на нарушения статей 53, 56, 60 Регламента Законодательного Собрания Республики Карелия, выразившиеся в отсутствии в пояснительной записке к законопроекту обоснования необходимости его принятия, в том числе ожидаемых социально-экономических последствий, в нарушении сроков рассмотрения законопроекта ответственным комитетом, а также в нарушении установленного порядка голосования при принятии оспариваемого Закона в окончательном чтении (отсутствие лингвистической экспертизы).

Кроме того, по мнению заявителя, принятие оспариваемого Закона одновременно в первом и окончательном чтениях, без публичного обсуждения законопроекта с участием общественных организаций, политических партий, профессиональных союзов и граждан не соответствовало статье 3 Конституции Республики Карелия, устанавливающей, что осуществление государственной власти в Республике Карелия основано на принципах демократии, а также статье 20 Конституции Республики Карелия, в соответствии с которой граждане имеют право участвовать в управлении делами Республики Карелия как непосредственно, так и через своих представителей в соответствии с законодательством.

Таким образом, предметом рассмотрения по делу явился вышеназванный Закон Республики Карелия, как по его содержанию, так и порядку его принятия.

Рассматривая вышеуказанное обращение, Конституционный Суд Республики Карелия, констатировал, что законодательная деятельность является строго регламентированной нормативными правовыми актами процедурой взаимодействия соответствующих органов государственной власти и их должностных лиц по поводу внесения законопроекта, его обсуждения, а также принятия закона.

Порядок внесения отдельных законопроектов и принятия законов Республики Карелия в виде норм процессуально-процедурного характера установлен Конституцией Республики Карелия, Законом Республики Карелия от 24 мая 2000 года № 410-ЗРК «О нормативных правовых актах Республики Карелия», а также регламентами и другими нормативными правовыми актами органов, в компетенцию которых входит нормотворческая деятельность. Соблюдение правил, которые непосредственно вытекают из предписаний статьи 3 (часть 1), статьи 5 (части 1 – 3), статьи 39 (часть 2), статьи 41 (пункт 1, часть 3), статей 42, 43, 44 Конституции Республики Карелия, – безусловная обязанность Законодательного Собрания Республики Карелия.

Из конституционного принципа верховенства Конституции Республики Карелия (статья 5, часть 1) вытекает обязанность всех участников законодательного процесса соблюдать процедуру законотворчества, установленную Конституцией Республики Карелия. Конституция Республики Карелия фрагментарно устанавливает процедуру рассмотрения отдельных законопроектов, а также порядок внесения, голосования, подписания и официального опубликования законов (статьи 42, 43, 44 Конституции Республики Карелия).

В судебном заседании Конституционного Суда Республики Карелия было установлено, что при рассмотрении законопроекта и принятии оспариваемого Закона Республики Карелия в Законодательном Собрании Республики Карелия отсутствовало заключение Главы Республики Карелия, предусмотренное статьей 42 (часть 3) Конституции Республики Карелия, что является безусловным основанием для признания оспариваемого Закона не соответствующим статье 42 (часть 3) Конституции Республики Карелия по порядку его принятия.

Кроме проверки оспариваемого Закона на соответствие Конституции Республики Карелия по порядку его принятия, заявитель  оспаривал содержательную часть указанного Закона, согласно которой граждане,  достигшие пенсионного возраста, имевшие необходимый трудовой стаж и не награжденные государственными наградами (званиями), лишались возможности получения звания «Ветеран труда Республики Карелия» и, соответственно, приобретения прав на социальную поддержку.

При рассмотрении дела Конституционный Суд Республики Карелия подчеркнул, что ранее указывал о возможности республиканского законодателя, в силу имеющейся у него дискреции менять ранее установленные им критерии отнесения граждан к ветеранам труда Республики Карелия, и такого рода законодательные изменения сами по себе не противоречат Конституции Республики Карелия (Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 4 июня 2009 года).

Но, исходя из необходимости соблюдения принципа правовой определенности и предсказуемости законодательной политики в указанной сфере, республиканский законодатель, вводя с 1 января 2011 года новое правовое регулирование критериев отнесения граждан к ветеранам труда Республики Карелия, должен был обеспечить участникам соответствующих правоотношений возможность предвидеть последствия своего поведения, в частности, посредством установления временного правового регулирования.

В ходе судебного заседания Конституционный Суд Республики Карелия пришел к выводу, что, не урегулировав в оспариваемом Законе порядок и условия переходного периода для указанной категории граждан, республиканский законодатель не обеспечил соблюдение принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также соблюдение принципа равенства и справедливости (статья 5 (части 1 и 2), 17, 19 Конституции Республики Карелия).

Резолютивной частью Постановления Конституционного Суда Республики Карелия было постановлено следующее: признать Закон Республики Карелия от 10 ноября 2010 года № 1435-ЗРК «О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» не соответствующим статьям 5 (части 1 и 2), 17, 19 Конституции Республики Карелия по содержанию в той мере, в какой он допускает возможность нарушения конституционных прав граждан, и не соответствующим статье 42 (часть 3) Конституции Республики Карелия по порядку его принятия.

Важно отметить, что решения Конституционного Суда Республики Карелия, выражая соответствующую Конституции Республики Карелия правовую позицию, оказывают существенное влияние на развитие принципа разделения властей, на закрепление и охрану институтов государственной власти и местного самоуправления, на обеспечение соответствия регионального законодательства федеральному.

Решения, принятые Конституционным Судом Республики Карелия, позволяют не только оценить состояние конституционной законности в Республике Карелия, но и предлагают с учетом сформированных Конституционным Судом Республики Карелия правовых позиций ориентиры по совершенствованию нормотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Карелия.

Обращения, поступившие в Конституционный Суд Республики Карелия в 2011 году, были рассмотрены в установленный срок. Информация о предстоящих судебных заседаниях публиковалась в газете «Карелия», а также размещалась на официальном сайте Конституционного Суда Республики Карелия. Все заседания Конституционного Суда Республики Карелия были открытыми, гражданам и представителям средств массовой информации был обеспечен свободный доступ на заседания. Для представителей средств массовой информации к каждому судебному заседанию аппаратом Конституционного Суда Республики Карелия Суда готовились пресс-релизы, содержащие информацию о составе Суда, сторонах, поводах и основаниях рассмотрения дела.

Все решения были опубликованы в газете «Карелия», сборнике «Собрание законодательства Республики Карелия», дайджестах оперативной информации «Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации», выпускаемых Аппаратом по обеспечению деятельности Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации.

С 2006 года функционирует официальный сайт Конституционного Суда Республики Карелия (http://ksrk.karelia.ru), на котором размещена подробная информация о деятельности Конституционного Суда Республики Карелия, а также новости, решения, образцы обращений в Конституционный Суд Республики Карелия, статьи, публикации в средствах массовой информации и другая полезная информация. Официальный сайт способствует  повышению информированности общества о деятельности Конституционного Суда Республики Карелия и обеспечению прозрачности и открытости правосудия.

Вышеизложенное свидетельствует об обеспечении Конституционным Судом Республики Карелия прозрачности и открытости правосудия, доступности судебных актов конституционного правосудия для ознакомления неограниченным кругом лиц, что способствует широкой информированности населения о способах и возможностях защиты конституционных прав.

Доступность правосудия влияет на общественное доверие к суду и другим органам государственной власти Республики Карелия.

В целях взаимодействия и обмена опытом по приглашению Конституционного суда Республики Татарстан и.о.Председателя Конституционного Суда Республики Карелия П.А. Союнен принимал участие в заседании Консультативного Совета председателей конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации на тему «Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы».

В рамках мероприятий, посвященных 20-летию Конституционного Суда Российской Федерации, и.о. Председателя Конституционного Суда Республики Карелия П.А. Союнен был приглашен на торжественное заседание в Кремле с участием Президента Российской Федерации и представителей высших органов государственной власти, судейского сообщества и юридической общественности, а также участвовал в работе международной конференции в Санкт-Петербурге на тему «Конституционный контроль: доктрина и практика».

Статьи судей Конституционного Суда Республики Карелия П.А. Союнена и Т.Н. Фотиной в сфере конституционного права и конституционного правосудия публиковались в журнале «Судейское сообщество».

В целях воспитания уважения молодого поколения будущих юристов к конституционным правам граждан, Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Карелия судьей Конституционного Суда Республики Карелия  Т.Н. Фотиной проводились встречи и лекции для учащихся школ города, студентов учебных заведений высшего и среднего профессионального образования и участников школы молодого избирателя.

Судьи Конституционного Суда Республики Карелия В.П. Наговицын  и  Т.Н. Фотина, являясь членами, соответственно Совета судей Республики Карелия и Квалификационной коллегии судей Республики Карелия, принимали активное участие в деятельности органов судейского сообщества.

В заключение следует подчеркнуть, что в Республике Карелия накоплен значительный опыт нормотворчества и правоприменения, позволяющий  обеспечивать защиту конституционных прав, свобод, законных интересов граждан и совершенствовать эту деятельность в дальнейшем.

Конституционный Суд Республики Карелия

Рубрики: Послания