Постановление от 14 ноября 2013 года по делу о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия отдельных правовых предписаний абзаца шестого пункта 9, абзаца пятого пункта 10, абзаца второго пункта 12 Положения о природном парке «Валаамский архипелаг», утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 31 декабря 1999 года № 207-П, в связи с обращением Барановой Любови Николаевны

Именем Республики Карелия

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

по делу о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия отдельных правовых предписаний абзаца шестого пункта 9, абзаца пятого пункта 10, абзаца второго пункта 12 Положения о природном парке «Валаамский архипелаг», утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 31 декабря 1999 года № 207-П, в связи с обращением Барановой Любови Николаевны

город Петрозаводск
 14 ноября 2013 года

Конституционный Суд Республики Карелия в составе председательствующего С.А. Беньяминовой, судей А.А. Тайбакова, Т.Н. Фотиной,

с участием сторон: представителей заявительницы – С.В. Григорьева, В.Ф. Штирса, представителя Правительства Республики Карелия – Н.С. Карповой, –

руководствуясь статьей 68 Конституции Республики Карелия, статьями 3 (подпункт «б» пункта 1 части 1), 33, 74, 83, 84 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия»,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия отдельных правовых предписаний  абзаца шестого пункта 9, абзаца пятого пункта 10, абзаца второго пункта 12 Положения о природном парке «Валаамский архипелаг», утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 31 декабря 1999 года № 207-П.

Поводом к рассмотрению дела явилось обращение Барановой Любови Николаевны.

Основанием для рассмотрения обращения явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Карелия  правовые предписания абзаца шестого пункта 9, абзаца пятого пункта 10, абзаца второго пункта 12 Положения о природном парке «Валаамский архипелаг», утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 31 декабря 1999 года № 207-П.

Заслушав сообщение судьи-докладчика А.А. Тайбакова, объяснения сторон, выступления представителей: Прокуратуры Республики Карелия – С.Ю. Миронова, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия – О.А. Беспалой, Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия – И.В. Кипрухина, бюджетного природоохранного рекреационного учреждения Республики Карелия «Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Карелия» – Т.В. Васько, исследовав представленные документы и иные материалы дела, Конституционный Суд Республики Карелия

установил:

1. Положение о природном парке «Валаамский архипелаг» утверждено постановлением Правительства Республики Карелия от 31 декабря 1999 года № 207-П «Об утверждении Положения о природном парке «Валаамский архипелаг» и опубликовано в Собрании законодательства Республики Карелия № 12 (декабрь 1999 г.), статья 1804. Действует в редакции постановления Правительства Республики Карелия от 8 июля 2005 года № 77-П «О внесении изменения в постановление Правительства Республики Карелия от 31 декабря 1999 года № 207-П», опубликованного в газете «Карелия» от 26 июля 2005 года № 80.

Указанный нормативный правовой акт содержит правовые предписания, определяющие основные задачи природного парка, особенности режима и организации охраны его объектов, особенности проживания местного населения на этой территории, управление территорией природного парка и его охраны, организацию обслуживания посетителей.

По мнению заявительницы, отдельные правовые предписания абзаца шестого пункта 9, абзаца пятого пункта 10, абзаца второго пункта 12 Положения о природном парке «Валаамский архипелаг»  не соответствуют статьям 8, 16, 58 Конституции Республики Карелия, так как необоснованно устанавливают безусловный запрет и ограничения на свободное распоряжение и пользование земельными участками, расположенными в пределах природного парка «Валаамский архипелаг», а также не предусматривают ясную и понятную процедуру обязательного согласования при предоставлении земель, лесов и вод в пользование.

В соответствии со статьей 74 (части 1 и 2) Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» Конституционный Суд Республики Карелия принимает постановление по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов, только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению. При этом Конституционный Суд Республики Карелия не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

Конституционный Суд Республики Карелия разрешает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Карелия по настоящему делу являются следующие правовые предписания:

абзаца шестого пункта 9 Положения о природном парке «Валаамский архипелаг», запрещающие на территории природного парка предоставление (отвод) земель в собственность, пожизненное наследуемое владение, как влекущее за собой изменение исторически сложившегося ландшафта, нарушение режима охраны и использования памятников истории  и культуры, их территорий и зон охраны, наносящее ущерб растительному и животному миру, противоречащее целям (задачам) природного парка;

абзаца пятого пункта 10 Положения о природном парке «Валаамский архипелаг», предусматривающие обязательное согласование с администрацией природного парка, государственными органами лесного хозяйства, охраны природы и памятников  истории и культуры на территории  природного парка предоставления земель,  лесов и вод в пользование;

абзаца второго пункта 12 Положения о природном парке  «Валаамский архипелаг», устанавливающие ограничение на возведение зданий и сооружений на земельных участках на территории природного парка «Валаамский архипелаг» из состава  свободных земель, не входящих в состав охранных  зон и территорий историко-культурных памятников, предоставляемых во временное пользование местным жителям острова Валаам, в том числе насельникам (монашествующие, послушники, трудники) монастыря, постоянно проживающим на территории природного парка для выращивания сельхозпродукции.

Конституционность указанных нормоположений в иных аспектах заявительницей не оспаривается, а потому Конституционным Судом Республики Карелия в настоящем деле не проверяется.

2. В соответствии со статьей 84 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» при рассмотрении дел о проверке на соответствие  Конституции Республики Карелия нормативных правовых актов Конституционный Суд Республики Карелия осуществляет, в том числе проверку по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие нормативного правового акта.

Согласно Указу  Президента Российской Федерации от 12 июля 1992 года № 760 «О Валаамском архипелаге и Спасо-Преображенском  Валаамском монастыре», учитывая исключительное историко-культурное и природное значение Валаамского архипелага, а также необходимость восстановления и сохранения исторического облика Спасо-Преображенского Валаамского монастыря Русской православной церкви, Постановлением Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия от 4 ноября 1999 года
№ 289 ПР «О создании природного парка «Валаамский архипелаг» в границах уникальной исторической и природно-ландшафтной территории Валаам создан природный парк «Валаамский архипелаг», а также предложено Председателю Правительства Республики Карелия утвердить Положение о природном парке.

Во исполнение данного предписания Правительством Республики Карелия 31 декабря 1999 года принято постановление № 207-П, которым утверждено Положение о природном парке «Валаамский архипелаг». В соответствии с Законом Республики Карелия от 27 апреля 1999 года № 348-ЗРК «О Правительстве Республики Карелия», действовавшем на момент принятия оспариваемого Постановления, Правительство Республики Карелия являлось высшим исполнительным органом государственной власти Республики Карелия, которое было уполномочено, в том числе на управление и распоряжение собственностью Республики Карелия в соответствии с законами Республики Карелия, а также федеральной собственностью, переданной в управление Республике Карелия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно требованиям части 6 статьи 21 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» положение о природном парке утверждается органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.

Таким образом, утверждая указанное Положение, Правительство Республики Карелия действовало в пределах предоставленных ему Конституцией Республики Карелия и законом полномочий и реализовало предоставленное ему право по управлению государственной собственностью.

3. Согласно части 2 статьи 58 Конституции Республики Карелия постановления и распоряжения Правительства Республики Карелия не должны противоречить федеральному законодательству, Конституции и законам Республики Карелия, указам и распоряжениям Главы Республики Карелия.

Федеральный законодатель, определяя задачи, порядок образования, режим особой охраны природных парков, как особо охраняемых природных территорий, установил их особый правовой статус: с одной стороны, природные парки являются разновидностью особо охраняемых природных территорий, с другой – государственными природоохранными учреждениями, финансируемыми за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и обеспечивающими соблюдение режима природного парка (части 6 и 7 статьи 2, статья 18 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

Правительство Республики Карелия, утверждая Положение о природном парке «Валаамский архипелаг», установило, что он создан в границах уникальной исторической и природно-ландшафтной территории «Валаам», которая имеет статус единой и целостной особо ценной историко-культурной и природной территории Российской Федерации и Республики Карелия и находится в ведении органов государственной власти Республики Карелия (пункт 1 Положения).

Для реализации полномочий Республики Карелия по управлению, охране и использованию природного парка создано государственное природоохранное рекреационное учреждение «Природный парк Валаамский архипелаг», которое позже было переименовано в бюджетное природоохранное рекреационное учреждение Республики Карелия «Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Карелия» (пункты 1, 8 Устава).

Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности (публичные формы собственности). При этом в отдельных случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности, а также размещение на землях иных пользователей
(части 2 и 8 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации).

Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации (части 6 и 7 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

Из приведенных положений следует, что природный парк «Валаамский архипелаг» является природоохранным рекреационным учреждением, территория природного парка включает в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Территория природного парка является собственностью Республики Карелия и находится в ведении органов государственной власти Республики Карелия.

4. Конституция Российской Федерации относит к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории и охрану памятников истории и культуры. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (пункты «в», «д» части 1, часть 2 статьи 72, части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Правовое регулирование вопросов владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами осуществляется законодательством Республики Карелия в пределах и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом (часть 2 статьи 8 Конституции Республики Карелия).

На федеральном уровне эти вопросы урегулированы Земельным кодексом Российской Федерации, который в числе основных принципов земельного законодательства провозглашает принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, закрепляет принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, а также Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» и  другими федеральными законами.

Учитывая особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное значение особо охраняемых природных территорий и их отнесение к объектам общенационального достояния, действующее федеральное законодательство содержит ряд ограничений оборотоспособности земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных, в том числе, на территориях природных парков.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством. К таким земельным участкам, в числе иных, относятся находящиеся в государственной собственности земли природных парков (статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации).

Поскольку конкретные особенности правового режима (зонирование, ограничения) природного парка определяются положением о нем, утверждаемым органом государственной власти субъекта Российской Федерации, при принятии Положения о природном парке «Валаамский архипелаг» Правительство Республики Карелия было связано указанными требованиями и ограничениями, установленными федеральным законодательством.

Пунктами 4, 5 Положения о природном парке «Валаамский архипелаг» в частности установлено, что земли Валаамского архипелага используются природным парком в соответствии с действующим законодательством, относятся к объектам государственной собственности и отчуждению не подлежат. Земли в границах природного парка предоставляются юридическим и физическим лицам только в пользование в порядке, определяемом  действующим законодательством и Положением о природном парке «Валаамский архипелаг».

Указанные пункты Положения, а также установленный оспариваемым правовым предписанием абзаца шестого пункта 9 Положения о природном парке «Валаамский архипелаг» запрет на предоставление (отвод) земель природного парка «Валаамский архипелаг» в собственность согласуются с законоположениями статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, по смыслу которой ограничены полномочия органов публичной власти, осуществляющих права собственника от имени государства, муниципального образования, по распоряжению имуществом – им запрещено предоставлять в частную собственность земли, ограниченные в обороте, в том числе земли природных парков, как особо охраняемых природных территорий.

Что касается запрета на предоставление (отвод) земель в пожизненное наследуемое владение, то после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения не допускается. Однако, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется (статья 21 Земельного кодекса Российской Федерации).

Следовательно, оспариваемый заявительницей абзац шестой пункта 9 Положения о природном парке «Валаамский архипелаг», закрепляющий ограничение оборота находящихся в государственной собственности Республики Карелия земель природного парка «Валаамский архипелаг» с учетом их особого статуса, направлен на  защиту этого природного парка, как объекта, имеющего значительную экологическую и эстетическую ценность и предназначенного для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

Установленный Правительством Республики Карелия в этих целях запрет на предоставление (отвод) в собственность, пожизненное наследуемое владение указанных земель предопределен федеральным законодательством, в том числе сокращением сферы действия вещных прав на земельные участки, мотивирован необходимостью соблюдения баланса между интересами личности, общества и государства, который выражается в сохранении уникального природного объекта,  а потому оспариваемое правовое предписание абзаца шестого пункта 9 Положения о природном парке «Валаамский архипелаг» соответствует Конституции Республики Карелия.

5. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Республике Карелия как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1 статьи 8 Конституции Республики Карелия).

Приведенное конституционное положение в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции Республики Карелия целями обеспечения благополучия населения и ответственностью перед ним определяют взаимообусловленность закрепленных Конституцией Республики Карелия  права каждого на экологически безопасную для его жизни и здоровья окружающую природную среду (часть 1 статьи 28) и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (часть 3 статьи 28), выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности – принцип приоритета публичных интересов.

На землях природных парков, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (статья 95 Земельного кодекса Российской Федерации).

Вытекающая из оспариваемой нормы абзаца пятого пункта 10 Положения о природном парке «Валаамский архипелаг» обязанность по согласованию с администрацией природного парка, государственными органами лесного хозяйства, охраны природы и памятников истории  и культуры предоставления земель, лесов и вод в пользование на территории природного парка по своей сути также является механизмом реализации общих запретов и ограничений, как составной части режима охраны территории природного парка и контроля за осуществлением любой деятельности в целях исключения изменения исторически сложившегося природного ландшафта, снижения или уничтожения экологических, эстетических и рекреационных качеств, нарушения режима содержания памятников истории и культуры либо снижения ценности этой особо охраняемой природной территории. В этой связи предоставление земель, лесов и вод в пользование возможно только в целях, не противоречащих задачам создания природного парка.

Таким образом, обязательное согласование предоставления земель, лесов и вод в пользование с природным парком «Валаамский архипелаг» и государственными органами является необходимым правовым средством, используемым для сохранения природного парка, выполнения им своих целей и для достижения необходимого баланса конституционно значимых интересов государства и граждан, что само по себе не может нарушать конституционные права и свободы.

Вместе с тем, устанавливая указанную обязанность, Правительство Республики Карелия должно исходить из требований универсального принципа юридического равенства (равенство всех перед законом и судом, а также равноправие), провозглашенного в статье 19 Конституции Республики Карелия, и общеправового принципа формальной определенности права, которые предполагают, что закон и правовая норма должны быть понятными, точными и недвусмысленными и согласованы с системой действующего правового регулирования. Иное означало бы возможность неоднозначного понимания и истолкования закона, и произвольного его применения, что нарушает принцип верховенства права, закрепленный в части 1 статьи 5 Конституции Республики Карелия.

Из системного анализа оспариваемого правового предписания и положений Земельного кодекса Российской Федерации (статьи 27-39), Лесного кодекса Российской Федерации (статьи 71-74), Водного кодекса Российской Федерации (статьи 11-23), федеральных законов «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», «Об охране окружающей среды», иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих порядок предоставления земель, лесов и вод в пользование, следует, что имеет место неопределенность в разных ее аспектах.

Оспариваемое правовое установление в системной связи с вышеназванным федеральным законодательством, а также Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», принятым в рамках проводимой в Российской Федерации административной реформы, адресовано соответствующим государственным органам, осуществляющим государственные функции по предоставлению земельных участков, лесных участков и водных объектов в пользование, а также бюджетному природоохранному рекреационному учреждению Республики Карелия «Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Карелия», которое реализует полномочия Республики Карелия по управлению, охране и использованию особо охраняемых территорий регионального значения Республики Карелия и их охранных зон (пункт 11 Устава).

Следовательно, при конструировании оспариваемого правового предписания Правительство Республики Карелия обязано ясно и недвусмысленно определить организационно-правовой порядок согласования, имеющей цель достижения взаимно приемлемого решения путем координации интересов всех участников.

Вместе с тем, нормативное содержание абзаца пятого пункта 10 Положения о природном парке «Валаамский архипелаг» имеет неопределенность, в частности, не ясен предмет согласования, порядок обращения за согласованием, круг субъектов согласования (наименования которых, а также наименования сфер их полномочий, структуры неоднократно изменялись), имеет место неточность терминов и формулировок и, как результат, рассогласованность правовых норм в системе действующего правового регулирования.

В ходе рассмотрения дела представители заявительницы также неоднократно указывали на пробельность, противоречие и устаревшее  правовое регулирование процедуры согласования предоставления земель, лесов и вод в пользование, установленное в абзаце пятом пункта 10 Положения о природном парке «Валаамский архипелаг».

Таким образом, оспариваемое нормативное положение является столь неясным как само по себе, так и в системе действующего правового регулирования, что на его основе, как установлено в судебном заседании, объективно не возможно формирование единообразной правоприменительной практики, а правоприменительные органы могут иметь в рамках данной нормы недопустимую в правовом государстве свободу усмотрения по ее истолкованию и применению, что неизбежно создает угрозу властного произвола и нарушение принципа равенства всех перед законом и равноправия.

Конституционный Суд Республики Карелия в своих решениях неоднократно указывал, что  неопределенность  содержания правовой  нормы не может обеспечить ее единообразное понимание,  создает возможность злоупотребления властью, может порождать противоречивую правоприменительную практику, ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод, и, следовательно, нарушает принципы равенства,
а также верховенство закона (Постановления Конституционного Суда Республики Карелия от 25 июня 2004 года, от 8 ноября 2007 года, от 29 августа 2008 года).

При таких обстоятельствах нарушение требования равенства и формальной  определенности  правового  предписания  абзаца пятого  пункта 10 Положения о природном парке «Валаамский архипелаг», достаточно для признания его не соответствующим Конституции Республики Карелия,
ее  статьям 5 (часть 1),  19 (часть 1) в той мере, в какой оно  не устанавливает организационно-правовой порядок обязательного согласования предоставления земель, лесов и вод в  пользование на территории природного парка.

6. Каждый обязан сохранять природу и  окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (часть 3 статьи 28 Конституции Республики Карелия).

Правовые основы государственной политики в этой сфере должны определяться таким образом, чтобы через реализацию указанной конституционной обязанности  при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов человека, общества в целом и государства.

Земельный кодекс Российской Федерации закрепляет принцип приоритета сохранения земель как природного объекта, в том числе, земель особо охраняемых территорий,  перед использованием земли  в качестве недвижимого имущества, чем   обуславливается необходимость  установления специальных  правил в отношении  их правового режима (пункт 2 части 1 статьи 1).

На территориях  природных парков  органы государственной  власти устанавливают различные режимы особой охраны и использования в зависимости от их экологической, культурной и рекреационной ценности.

Использование земельных участков, находящихся на особо охраняемых природных территориях, осуществляется с учетом разрешенного использования этих участков, и возможно только в той мере, в какой это установлено федеральным законодательством и актами органов публичной власти, принятыми в развитие и исполнение этого законодательства, которое  запрещает или ограничивает в границах природных парков деятельность, не связанную с сохранением и изучением природных комплексов и объектов, а также хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду и ведущую к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной (статья 95 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 59 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Способом правового регулирования, использованным Правительством Республики Карелия при определении особого правового режима природного парка «Валаамский архипелаг», является одновременное установление запретов, ограничений и разрешений, направленных на обеспечение функционирования природного парка и обеспечение жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории.

Согласно оспариваемому правовому предписанию абзаца второго пункта 12 Положения о природном парке «Валаамский архипелаг» местным жителям острова Валаам, в том числе насельникам (монашествующие, послушники, трудники) монастыря, постоянно проживающим на территории парка, предоставлено право получать для выращивания сельхозпродукции во временное пользование земельные участки, на территории природного парка из состава свободных земель, не входящих в состав охранных зон и территории историко-культурных памятников, без права возведения на них зданий и сооружений, отчуждения, передачи, дарения, продажи или использования для иных целей.

Устанавливая такой допустимый вид деятельности на территории природного парка, как выращивание сельхозпродукции на земельных участках из состава свободных земель без права возведения на них зданий и сооружений или использования для иных целей, Правительство Республики Карелия действовало в пределах полномочий по определению конкретных особенностей правового режима использования природного парка «Валаамский архипелаг».

Указанные установления во взаимосвязи с пунктами 5, 6, 8, 9, 10 Положения о природном парке «Валаамский архипелаг» и в системе действующего правового регулирования направлены на соблюдение баланса публичных интересов по сохранению уникального природного объекта и частных интересов местных жителей острова Валаам, проживающих в условиях отдаленности от материка, выражающихся в использовании земельных участков для выращивания сельхозпродукции, и не могут трактоваться как ограничивающие права местных жителей на удовлетворение личных потребностей в целях обеспечения жизнедеятельности, реализация которых, в том числе возведение зданий и сооружений возможна на иных земельных участках на территории природного парка «Валаамский архипелаг».

Таким образом, правовое предписание абзаца второго пункта 12 Положения о природном парке «Валаамский архипелаг», устанавливающее вышеуказанный вид деятельности, предопределено задачами особо охраняемых природных территорий, оправдано с точки зрения необходимости защиты природного парка «Валаамский архипелаг», как объекта национального достояния, учитывает необходимый баланс конституционно значимых интересов государства и граждан, а потому соответствует Конституции Республики Карелия.

Вместе с тем, оценивая конституционность правового предписания абзаца второго пункта 12 Положения о природном парке «Валаамский архипелаг», Конституционный Суд Республики Карелия выявил в нем некоторые дефекты правового характера, выразившиеся в использовании неопределенных в системе действующего правового регулирования дефиниций «временное пользование», «свободные земли», в перечислении правовых терминов «пользование», «отчуждение», «дарение», «продажа» с нарушением логико-правового объема их содержания, которые могут в определенных ситуациях послужить предпосылкой для нарушения конституционно значимых ценностей, включая права и свободы человека и гражданина. Тем не менее, в рассматриваемом аспекте Конституционный Суд Республики Карелия не признает их достаточными основаниями для вывода о несоответствии указанного правового предписания Конституции Республики Карелия и считает необходимым обратиться к Правительству Республики Карелия с поручением устранить указанные недостатки.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 3, 70-75, 80, 85 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», Конституционный Суд Республики Карелия

постановил:

1. Признать правовое предписание абзаца шестого пункта 9 Положения о природном парке «Валаамский архипелаг», утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 31 декабря 1999 года № 207-П, соответствующим Конституции Республики Карелия.

2. Признать правовое предписание абзаца пятого пункта 10 Положения о природном парке «Валаамский архипелаг», утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 31 декабря 1999 года № 207-П, не соответствующим Конституции Республики Карелия, ее статьям 2, 5, 16, 19, в той мере в какой оно не устанавливает организационно-правовой порядок обязательного согласования предоставления земель, лесов и вод в пользование на территории природного парка.

3. Признать правовое предписание абзаца второго пункта 12 Положения о природном парке «Валаамский архипелаг», утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 31 декабря 1999 года № 207-П, устанавливающие ограничение на возведение зданий и сооружений на земельных участках на территории природного парка «Валаамский архипелаг» из состава свободных земель, не входящих в состав охранных зон и территории историко-культурных памятников, предоставляемых во временное пользование местным жителям острова Валаам, в том числе насельникам (монашествующие, послушники, трудники) монастыря, постоянно проживающим на территории природного парка для выращивания сельхозпродукции, соответствующим Конституции Республики Карелия.

4. Согласно статье 79 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» настоящее Постановление является окончательным, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения, не требует подтверждения иными органами или лицами, обязательно к исполнению и не может быть пересмотрено иным судом.

5. Согласно статье 78 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» настоящее Постановление подлежит опубликованию в очередном номере газеты «Карелия» и в официальном издании «Собрание законодательства Республики Карелия».

Конституционный Суд Республики Карелия

Рубрики: Постановления