Регламент Конституционного Суда

Утвержден
решением собрания судей
Конституционного Суда
Республики Карелия
2 апреля 2014 года № 1

Регламент
Конституционного Суда Республики Карелия

(в ред. решения собрания судей Конституционного Суда Республики Карелия
от 29 сентября 2015 года № 1)

Настоящий Регламент на основе Конституции Республики Карелия и Закона Республики Карелия от 7 июля 2004 года № 790-ЗРК «О Конституционном Суде Республики Карелия» (далее – Закон) регулирует вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда Республики Карелия (далее – Конституционный Суд).

Глава 1. Общие вопросы внутренней деятельности
Конституционного Суда

Статья 1. Судебные заседания Конституционного Суда
1. Конституционный Суд проводит судебные заседания:
1) для рассмотрения заключения судьи Конституционного Суда по результатам предварительного изучения обращения (часть 4 статьи 11 настоящего Регламента);
2) по вопросам принятия обращений к рассмотрению (распорядительное судебное заседание) (статья 12 настоящего Регламента);
3) по слушанию дела (глава 4 настоящего Регламента);
4) по принятию итогового решения по делу (закрытое совещание судей Конституционного Суда) (глава 5 настоящего Регламента);
5) по назначению экспертизы;
6) по исправлению неточностей в решении Конституционного Суда;
7) утратил силу;
8) по принесению судьей Конституционного Суда замечаний на протокол;
9) в иных случаях, связанных с осуществлением конституционного судопроизводства, предусмотренных Законом и настоящим Регламентом.
2. Судебные заседания созываются Председателем Конституционного Суда в соответствии с графиком проведения судебных заседаний, а также по инициативе Председателя Конституционного Суда, по требованию одного из судей Конституционного Суда.
3. На судебных заседаниях ведется протокол. Протоколирование в судебном заседании осуществляется секретарем судебных заседаний, за исключением закрытого совещания судей Конституционного Суда.
Протокол судебного заседания должен содержать: дату заседания и время его начала и окончания, фамилии судей Конституционного Суда, вопросы, поставленные на голосование, и оглашаемые председательствующим в судебном заседании результаты голосования.
С протоколом судебного заседания вправе знакомиться только судьи Конституционного Суда, если Конституционным Судом не принято решение о возможности ознакомления с ним работников аппарата Конституционного Суда для целей подготовки проектов документов. Стороны в соответствии с частью 3 статьи 56 Закона имеют право знакомиться с протоколом судебного заседания по слушанию дела.
Судья Конституционного Суда вправе принести на протокол свои замечания, которые рассматриваются Конституционным Судом в судебном заседании.

Статья 2. Собрание судей Конституционного Суда
1. Собрание судей Конституционного Суда проводится:
1) по утверждению примерного графика проведения судебных заседаний на квартал;
2) по принятию Регламента Конституционного Суда и внесению изменений в него;
3) по направлению Законодательному Собранию Республики Карелия посланий Конституционного Суда Республики Карелия;
4) о выступлении с законодательной инициативой по вопросам ведения Конституционного Суда;
5) в иных случаях, которые не требуют согласно Закону или настоящему Регламенту проведения судебного заседания, в том числе для принятия решений по вопросам внутренней деятельности Конституционного Суда.
2. Собрание судей Конституционного Суда созывается Председателем Конституционного Суда либо по требованию любого из судей Конституционного Суда.
3. На собрание судей Конституционного Суда могут приглашаться работники аппарата Конституционного Суда и иные лица.
4. Собрание судей Конституционного Суда правомочно принимать решения при наличии большинства от установленного числа судей Конституционного Суда. Решение на собрании судей Конституционного Суда принимается большинством голосов от установленного числа судей Конституционного Суда.
5. На собрании судей Конституционного Суда может вестись протокол по правилам, установленным частью 3 статьи 1 настоящего Регламента.
6. Решения собрания судей Конституционного Суда имеют обязательный характер для судей Конституционного Суда и работников аппарата Конституционного Суда.

Статья 3. Комиссии, создаваемые в Конституционном Суде
Для предварительного изучения и подготовки проектов решений по вопросам изменения настоящего Регламента, обобщения практики Конституционного Суда, кадровым, бюджетным и другим вопросам Конституционный Суд может создавать как временные, так и постоянные комиссии из числа судей Конституционного Суда. В состав комиссий могут включаться работники аппарата Конституционного Суда, если иное не установлено настоящим Регламентом.

Статья 4. Решения Конституционного Суда
1. По вопросам, определенным Конституцией Республики Карелия, Законом и настоящим Регламентом, Конституционный Суд принимает решения.
2. Итоговое решение Конституционного Суда по существу любого из вопросов, принятых к рассмотрению, именуется постановлением, которое выносится именем Республики Карелия. Все иные решения Конституционного Суда, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями. По итогам проведения собрания судей Конституционного Суда выносится, как правило, решение собрания судей Конституционного Суда.
3. При принятии решения Конституционного Суда, если форма такого решения не установлена Законом и (или) настоящим Регламентом, Конституционный Суд определяет, подлежит ли оно оформлению в виде отдельного документа либо заносится в протокол судебного заседания или собрания судей Конституционного Суда.
4. Обсуждение и принятие решения Конституционного Суда производится в закрытом совещании судей Конституционного Суда в случаях, прямо предусмотренных Законом, настоящим Регламентом, а также по требованию не менее двух судей Конституционного Суда, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом.
5. Оформленное в виде отдельного документа решение Конституционного Суда подписывается судьями Конституционного Суда, принявшими участие в судебном заседании или собрании судей Конституционного Суда.
6. Особенности процедуры принятия и оформления решений Конституционного Суда, принимаемых в ходе осуществления конституционного судопроизводства, установлены главой с4 настоящего Регламента.

Статья 5. Законодательная инициатива Конституционного Суда
1. Предложение о выступлении с законодательной инициативой по вопросу, относящемуся к ведению Конституционного Суда, может быть внесено любым судьей Конституционного Суда. При этом судья Конституционного Суда может представить текст законопроекта либо текст поправки к законопроекту.
2. Решение о выступлении с законодательной инициативой принимается Конституционным Судом на собрании судей Конституционного Суда по докладу судьи Конституционного Суда, внесшего соответствующее предложение.
3. Для работы над законопроектом, поправками к законопроекту Конституционный Суд может образовать из числа судей Конституционного Суда и работников аппарата подготовительную комиссию.
4. Конституционный Суд поручает Председателю Конституционного Суда либо одному из судей Конституционного Суда принять участие в заседаниях Законодательного Собрания Республики Карелия, его комитетов в связи с прохождением внесенного Конституционным Судом законопроекта, поправок к законопроекту.
5. Решение о выступлении с законодательной инициативой по вопросу, относящемуся к ведению Конституционного Суда, принимается Конституционным Судом на собрании судей Конституционного Суда большинством голосов от установленного числа судей Конституционного Суда.

Статья 6. Послания Конституционного Суда
1. Конституционный Суд в срок к первому заседанию Законодательного Собрания Республики Карелия нового созыва на основе анализа и обобщения конституционно-судебной практики направляет послание Законодательному Собранию Республики Карелия. В случае необходимости Конституционный Суд направляет в Законодательное Собрание Республики Карелия иные послания Конституционного Суда.
2. Решение о направлении послания принимается Конституционным Судом на собрании судей Конституционного Суда большинством голосов от установленного числа судей Конституционного Суда.
3. Проект послания готовится аппаратом Конституционного Суда в сроки, установленные Председателем Конституционного Суда. Для подготовки необходимых материалов и проекта послания может быть образована комиссия.
4. Послание Конституционного Суда, утвержденное решением собрания судей Конституционного Суда, направляется Законодательному Собранию Республики Карелия за подписью Председателя Конституционного Суда.

Статья 7. Полномочия Председателя Конституционного Суда по вопросам организации деятельности Конституционного Суда
1. Наряду с полномочиями, перечисленными в Законе, Председатель Конституционного Суда:
1) представляет на рассмотрение Конституционного Суда даты проведения судебных заседаний, время начала и окончания ежегодных отпусков судей Конституционного Суда;
2) созывает плановые, а в случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, – внеплановые судебные заседания, а также закрытые совещания судей Конституционного Суда (по выработке итогового решения), собрания судей Конституционного Суда, председательствует на них;
3) утверждает проект сметы расходов на очередной финансовый год и отчет о ее исполнении;
4) осуществляет полномочия представителя нанимателя по отношению к работникам аппарата Конституционного Суда;
5) направляет судей Конституционного Суда, работников аппарата Конституционного Суда в служебные командировки;
6) утверждает структуру аппарата Конституционного Суда и штатное расписание с согласия судей Конституционного Суда;
7) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом и настоящим Регламентом.
2. Председатель Конституционного Суда во взаимоотношениях с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными объединениями, иными организациями, должностными лицами и гражданами не вправе допускать действия, заявления и высказывания вопреки позиции, выработанной Конституционным Судом по какому-либо вопросу.
3. В случае если Конституционный Суд примет решение поручить Председателю Конституционного Суда выступить с заявлением от имени Конституционного Суда, он не вправе уклониться от выступления с заявлением, с которым ему поручено выступить.

Статья 8. Временное исполнение обязанностей Председателя Конституционного Суда
В случае временного отсутствия Председателя Конституционного Суда (в связи с отпуском, командировкой, болезнью) его обязанности исполняет один из судей Конституционного Суда по распоряжению Председателя Конституционного Суда, во всех остальных случаях исполнение этих обязанностей переходит к судье Конституционного Суда, имеющему наибольший стаж работы в должности судьи Конституционного Суда, а при равном стаже – к старшему по возрасту судье Конституционного Суда.

Глава 2. Вопросы, касающиеся предварительного рассмотрения обращений, поступивших в Конституционный Суд

Статья 9. Предварительное рассмотрение обращений, поступивших в Конституционный Суд, аппаратом Конституционного Суда
1. Поступившее обращение регистрируется в установленном инструкцией по делопроизводству в Конституционном Суде порядке и передается Председателю Конституционного Суда. Предварительное рассмотрение обращения на соответствие требованиям, установленным статьями, 36, 37, частью 2 статьи 38 Закона, осуществляется по поручению Председателя Конституционного Суда работниками аппарата Конституционного Суда в течение 5 рабочих дней, после чего Председатель Конституционного Суда принимает решение о дальнейшем рассмотрении либо о возвращении обращения заявителю.
По результатам предварительного рассмотрения обращения составляется справка, которая подписывается работником аппарата Конституционного Суда.
2. Обращение, соответствующее требованиям Закона, вместе с прилагаемыми к нему документами и справкой по результатам предварительного рассмотрения обращения регистрируется в реестре обращений и передается Председателю Конституционного Суда, который на основании статьи 39 Закона поручает одному из судей Конституционного Суда его предварительное изучение.
3. При выявлении несоответствия обращения и прилагаемых к нему документов требованиям Закона Председатель Конституционного Суда возвращает обращение заявителю с указанием причин возвращения и может сообщить заявителю о том, в какой государственный орган или организацию, компетентные решать поставленные в обращении вопросы, заявитель может обратиться.
4. В случае повторного обращения того же заявителя в Конституционный Суд по вопросу, по которому ранее было вынесено постановление либо определение Конституционного Суда об отказе в принятии обращения к рассмотрению или о прекращении производства по делу по основаниям, предусмотренным статьями 41 и 68 Закона, в судебном заседании принимается определение о прекращении переписки с указанным заявителем. Заявителю направляется заверенная копия соответствующего определения. Дальнейшие его обращения по тому же вопросу оставляются без ответа и хранятся в установленном порядке.

Статья 10. Принятие решения о соответствии обращения требованиям Закона в присутствии заявителя
1. При несогласии с решением Председателя Конституционного Суда о возвращении обращения заявителю последний вправе потребовать принятия решения по этому вопросу Конституционным Судом в его присутствии.
Обращение и прилагаемые к нему документы, а также справка по результатам предварительного рассмотрения обращения передаются Председателю Конституционного Суда для принятия им решения о предварительном изучении обращения.
2. Рассмотрение обращения осуществляется в соответствии с требованиями Главы 3 настоящего Регламента.
3. По результатам рассмотрения обращения Конституционный Суд выносит определение об отказе в принятии обращения к рассмотрению или о принятии обращения к рассмотрению. Копия определения направляется заявителю в течение 5 дней со дня вынесения определения. В случае вынесения определения об отказе в принятии обращения к рассмотрению дальнейшие обращения заявителя потому же вопросу оставляются без ответа и хранятся в установленном порядке.

Статья 11. Предварительное изучение обращений судьями Конституционного Суда
1. Распределение обращений между судьями Конституционного Суда для предварительного их изучения производится Председателем Конституционного Суда. Аппарат Конституционного Суда в течение трех рабочих дней с момента передачи обращения для предварительного изучения судье Конституционного Суда уведомляет заявителя о начале производства в Конституционном Суде. Передача обращений в процессе предварительного изучения от одного судьи Конституционного Суда другому осуществляется Председателем Конституционного Суда и регистрируется аппаратом Конституционного Суда.
2. Предварительное изучение обращения должно быть завершено не позднее месячного срока с момента регистрации обращения.
3. Судья Конституционного Суда, изучающий обращение в предварительном порядке, от имени Конституционного Суда может осуществлять действия, предусмотренные статьями 48, 49 Закона, давать поручения работникам аппарата Конституционного Суда, осуществлять организацию и контроль за их своевременным исполнением.
Судья Конституционного Суда организует работу по выполнению его поручений и соблюдению установленных сроков предварительного изучения обращений, находящихся у него в производстве.
4. Заключение судьи Конституционного Суда по результатам предварительного изучения об ращения докладывается в судебном заседании. Конституционный Суд по результатам предварительного изучения обращения выносит определение о назначении судебного заседания по вопросу принятия обращения к рассмотрению либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению (распорядительное судебное заседание). Распорядительное судебное заседание должно быть назначено не позднее двух недель с момента завершения предварительного изучения обращения.

Глава 3. Вопросы, касающиеся принятия обращений к рассмотрению, подготовка и назначение дел к слушанию

Статья 12. Принятие обращений к рассмотрению
1. Обращение, предварительное изучение которого завершено, направляется всем судьям Конституционного Суда и вносится в распорядительное судебное заседание.
В случае поступления от гражданина ходатайства об отсрочке (рассрочке) уплаты государственной пошлины либо уменьшении ее размера Конституционный Суд рассматривает его в распорядительном судебном заседании.
2. Заявитель, а также органы или должностные лица, чей акт или компетенция оспаривается, заблаговременно, но не менее чем за три дня, уведомляются о времени и месте проведения распорядительного судебного заседания по вопросу о принятии соответствующего обращения к рассмотрению, при этом им (кроме заявителя) направляются копии обращения.
3. Конституционный Суд по результатам рассмотрения обращения в распорядительном судебном заседании принимает решение о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению по основаниям, предусмотренным статьей 41 Закона.
Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом в заседании не позднее семи рабочих дней с момента завершения предварительного изучения обращения. Рассмотрение обращений осуществляется в порядке их поступления в Конституционный Суд.
Определение Конституционного Суда о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению излагается в виде отдельного документа с учетом требований, предусмотренных статьями 42, 43 Закона. Определение должно быть мотивированным.
4. Если предложение судьи Конституционного Суда, изучавшего обращение в предварительном порядке, о принятии его к рассмотрению не получило поддержки, он на основе состоявшегося обсуждения готовит текст определения об отказе в принятии обращения к рассмотрению. При этом по его просьбе судьи Конституционного Суда, голосовавшие за отказ в принятии обращения к рассмотрению, излагают свои аргументы в письменной форме и передают их судье Конституционного Суда, готовящему текст определения об отказе в принятии обращения к рассмотрению.

Статья 13. Предложение Конституционного Суда о приостановлении действия оспариваемого акта
1. В случаях, не терпящих отлагательства, при принятии обращения к рассмотрению Конституционный Суд может принять решение, содержащее предложение соответствующему органу (должностному лицу) приостановить действие оспариваемого нормативного правового акта до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом.
2. Предложение приостановить действие оспариваемого нормативного правового акта оформляется мотивированным определением Конституционного Суда, излагаемым в виде отдельного документа.

Статья 14. Назначение судьи-докладчика
В соответствии с очередностью рассмотрения дел, а также с учетом загруженности судей Конституционного Суда Председатель Конституционного Суда назначает по каждому делу судью-докладчика (судей-докладчиков).

Статья 15. Замена судьи-докладчика
В случае если в силу сложившихся обстоятельств судья-докладчик в течение длительного времени не может исполнять свои обязанности, Председатель Конституционного Суда назначает другого судью-докладчика.

Статья 16. Требования Конституционного Суда
В процессе подготовки дела к рассмотрению запросы и требования Конституционного Суда, предусмотренные статьями 48 и 49 Закона, направляются судьей-докладчиком или Конституционным Судом. Запросы и требования Конституционного Суда подписываются соответственно судьей-докладчиком либо Председателем Конституционного Суда.

Статья 17. Поручение о проведении экспертизы
1. Конституционным Судом может быть назначена экспертиза. Решение о проведении экспертизы принимается в судебном заседании. Стороны и (или) ее представители извещаются не менее чем за три дня о времени проведения судебного заседания по назначению экспертизы.
2. Вопросы, подлежащие рассмотрению при проведении экспертизы, формулируются Конституционным Судом. Стороны вправе заявлять ходатайства о постановке перед экспертом дополнительных вопросов. На основании определения Конституционного Суда оформляется поручение о проведении экспертизы соответствующему эксперту, которое формулируется в соответствии с требованиями статьи 61 Закона.
3. Заключение эксперта оформляется в письменном виде и должно содержать: данные о лице, производившем экспертизу, его специальности, ученой степени и звании, о названии дела, в связи с рассмотрением которого проводилась экспертиза; ответы на вопросы, поставленные перед экспертом в требовании Конституционного Суда; подпись эксперта подтекстом заключения.
4. В случае если проведение экспертизы было поручено группе экспертов, согласованное заключение подписывается всеми экспертами. В случае разногласий между экспертами каждый из них составляет собственное заключение.

Статья 18. Утратила силу.

Статья 19. Рассылка материалов по обращению, принятому к рассмотрению
1. После завершения подготовки дела к слушанию судья-докладчик рассылает судьям Конституционного Суда все документы, полученные в процессе подготовки дела.
2. После завершения подготовки дела к слушанию материалы дела, указанные в части 1 статьи 50 Закона, направляются сторонам в срок не позднее, чем за десять дней до начала судебного заседания.

Статья 20. О проекте решения
Не менее чем за день до начала слушания дела в судебном заседании судья-докладчик составляет и направляет всем судьям Конституционного Суда проект итогового решения Конституционного Суда.

Статья 21. Оформление материалов дела
Оригиналы обращения, приложенные к нему документы, отзывы на обращение, требования и запросы, направленные судьей-докладчиком, ответы на них, заключения экспертов, а также материалы, дополнительно полученные в процессе подготовки дела к слушанию, передаются секретарю судебных заседаний для формирования судебного дела. Судебное дело создается, пополняется и хранится в бумажной форме.

Статья 22. Информирование судей Конституционного Суда о поступивших и переданных на изучение обращениях
Аппаратом Конституционного Суда ведется реестр обращений, принятых к производству. Информация о реестре регулярно (не реже одного раза в квартал) направляется всем судьям Конституционного Суда.

Глава 4. Вопросы, касающиеся слушания дел в судебном заседании Конституционного Суда

Статья 23. Назначение дел к слушанию
1. Конституционный Суд назначает дело к слушанию в судебном заседании одновременно с решением вопроса о принятии обращения к рассмотрению. Дата рассмотрения дела назначается с учетом того, что слушание по делу должно начаться не позднее двух месяцев после вынесения решения о принятии обращения к рассмотрению.
2. Утратила силу.
3. В исключительных случаях Конституционный Суд может принять решение о переносе рассмотрения дела на более поздние сроки.

Статья 24. Информирование о делах, назначенных к слушанию
Аппарат Конституционного Суда направляет в газету «Карелия», иные средства массовой информации, а также размещает на официальном сайте Конституционного Суда информацию о назначении дел к слушанию, а также о дате и времени начала их слушания.

Статья 25. Уведомление о слушании дела
1. Уведомления о слушании дела и соответствующие материалы направляются участникам процесса в порядке, установленном статьей 50 Закона.
2. Уведомления о судебном заседании Конституционного Суда могут направляться также иным органам и лицам наряду с указанными в статье 50 Закона.
Представители этих органов, иные лица или их представители могут быть заслушаны в судебном заседании.

Статья 26. Порядок допуска в зал судебных заседаний лиц, желающих присутствовать на открытых судебных заседаниях Конституционного Суда, и представителей средств массовой информации
Лица, желающие присутствовать на открытых судебных заседаниях, в том числе и представители средств массовой информации, допускаются в зал судебных заседаний до начала судебного заседания либо во время перерыва.

Статья 27. Некоторые правила процедуры и этикета в судебных заседаниях
1. Судебные заседания проводятся в торжественной обстановке. При входе судей Конституционного Суда в зал судебных заседаний, а также при их выходе из зала судебных заседаний присутствующие встают.
2. Стороны и иные участники процесса выступают, дают объяснения, отвечают на вопросы и задают вопросы другим участникам процесса стоя и лишь после предоставления им слова председательствующим. При необходимости с разрешения председательствующего участнику процесса может быть предоставлена возможность выступать, давать объяснения, отвечать на вопросы сидя.
3. Формами официального обращения к Конституционному Суду и судьям Конституционного Суда являются соответственно: «Уважаемый суд», «Ваша честь».
4. При обращении к сторонам и другим участникам процесса, а равно при упоминании их в выступлениях используются словосочетания: «Уважаемая сторона», «Уважаемый представитель стороны», «Уважаемый свидетель», «Уважаемый эксперт». При необходимости уточнения адресата обращения указывается также фамилия соответствующего участника процесса.
5. В ходе судебного заседания председательствующий не вправе ограничивать судей Конституционного Суда в возможности задавать вопросы участникам процесса; снимать вопросы, поставленные судьями Конституционного Суда перед участниками процесса; комментировать высказывания и вопросы судей Конституционного Суда. Судьи Конституционного Суда в процессе судебного заседания не должны прерывать своими комментариями и репликами объяснения сторон, иных участников процесса, задаваемые другими судьями Конституционного Суда вопросы, указания и распоряжения председательствующего.
6. Присутствующие в зале судебных заседаний обязаны вести себя уважительно по отношению к Конституционному Суду и друг к другу; подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении установленного порядка в зале судебных заседаний; не допускать во время судебного заседания хождения по залу, разговоров, реплик; не создавать каких-либо помех нормальному ходу судебного заседания.
7. Участники процесса, их представители не вправе использовать свои выступления в судебных заседаниях для каких-либо политических заявлений и деклараций; выступления не должны содержать оскорбительные и некорректные высказывания.
8. Председательствующий вправе прерывать выступление участника процесса или его представителя, если выступающий выходит за пределы предмета рассматриваемого вопроса, допускает некорректные по форме или содержанию высказывания, нарушает установленные правила конституционного судопроизводства, проявляет неуважение к Конституционному Суду.
9. Председательствующий в судебном заседании вправе давать поручения по принятию мер к устранению нарушений установленного порядка в зале судебных заседаний. Требования председательствующего обязательны для присутствующих в зале судебных заседаний.

Статья 28. Непосредственность, устность и непрерывность слушания дела в судебных заседаниях
1. При рассмотрении дела в судебном заседании Конституционный Суд непосредственно заслушивает объяснения сторон и их представителей, заключения экспертов, выступления и заявления других участников процесса, оглашает необходимые документы.
Документы, имеющиеся у всех судей Конституционного Суда и у сторон, могут не оглашаться, если их содержание излагается устно в ходе слушания дела. Если кто-либо из судей Конституционного Суда настаивает на полном или частичном оглашении документов, такое оглашение может производиться по решению Конституционного Суда.
2. Слушание дела в судебном заседании происходит непрерывно, кроме времени, отведенного для отдыха или предоставленного участникам процесса для ознакомления с дополнительными материалами либо для подготовки заключительных выступлений сторон. Перерыв в судебном заседании может быть сделан также при возникновении обстоятельств, препятствующих нормальному рассмотрению дела.
После перерыва в судебном заседании слушание дела продолжается с момента, на котором оно было прервано.
3. В перерыве судебного заседания, независимо от его продолжительности, Конституционный Суд не может рассматривать другие дела.
Это правило не препятствует возможности рассмотрения Конституционным Судом в перерыве судебного заседания вопросов, связанных с организацией его деятельности, а также проведению собрания судей Конституционного Суда.

Статья 29. Открытие судебного заседания
1. В назначенное время судьи Конституционного Суда входят в зал судебных заседаний, секретарь судебных заседаний отдает распоряжение: «Прошу встать! Конституционный Суд Республики Карелия!», после которого все лица, присутствующие в зале судебных заседаний, встают, судьи Конституционного Суда занимают свои места и председательствующий дает присутствующим разрешение сесть.
2. Председательствующий, удостоверившись в наличии кворума, объявляет судебное заседание открытым и сообщает, какое дело и в каком составе судей Конституционного Суда подлежит рассмотрению, называет судью-докладчика по рассматриваемому делу.
3. Далее председательствующий сообщает о присутствии сторон и их представителей, экспертов, специалистов, переводчиков, свидетелей, других приглашенных лиц, секретаря судебных заседаний, а также проверяет полномочия должностных лиц и представителей сторон.
Председательствующий разъясняет сторонам, их представителям и другим участникам процесса их права и обязанности, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.

Статья 30. Решение вопросов в связи с неявкой в судебное заседание кого-либо из участников процесса
В случае неявки кого-либо из участников процесса или отсутствия у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий председательствующий ставит вопрос о возможности рассмотрения дела. В случае если Конституционный Суд признает невозможность рассмотрения дела, судебное заседание откладывается.

Статья 31. Разрешение ходатайств участников процесса
1. Председательствующий опрашивает стороны, их представителей, имеются ли у них до начала слушания дела по существу какие-либо ходатайства.
2. В случае поступления ходатайств в письменном виде они оглашаются в судебном заседании председательствующим и подлежат приобщению к материалам рассматриваемого дела.
Устные ходатайства подлежат занесению в протокол судебного заседания.
3. Ходатайства участников процесса по вопросам, связанным с разбирательством дела, разрешаются на основании определений Конституционного Суда после заслушивания мнений других участников процесса.

Статья 32. Выступление судьи-докладчика
В соответствии со статьей 57 Закона судья-докладчик сообщает в судебном заседании о поводах и основаниях к рассмотрению дела, существе вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению.
Судья-докладчик в своем выступлении не вправе анализировать доводы, изложенные в обращении, и давать им свою оценку.
Судье-докладчику могут быть заданы вопросы другими судьями Конституционного Суда.

Статья 33. Объяснения сторон и их представителей
1. После выступления судьи-докладчика председательствующий предлагает сторонам и (или) их представителям дать пояснения по существу рассматриваемого вопроса.
2. Первой выступает сторона, направившая обращение в Конституционный Суд, и (или) ее представитель. После чего председательствующий предоставляет возможность выступить другой стороне и (или) ее представителю.
Это правило распространяется и на порядок предоставления права для заключительных выступлений.
3. Сторона, направившая обращение в Конституционный Суд, и (или) ее представитель в своем выступлении излагает существо вопроса, внесенного на рассмотрение Конституционного Суда, правовые доводы и доказательства в обоснование своей позиции.
Другая сторона и (или) ее представитель излагает свои возражения по рассматриваемому обращению, а также правовые доводы и доказательства в обоснование своих возражений.
4. После выступлений каждой из сторон и (или) их представителей председательствующий предоставляет возможность судьям Конституционного Суда задавать им вопросы, после чего право задавать вопросы выступившей стороне и (или) ее представителю предоставляется другой стороне и (или) ее представителю.
5. Судьи Конституционного Суда, стороны, их представители могут задавать только вопросы по обстоятельствам рассматриваемого дела, уточняющие или конкретизирующие позицию стороны и приведенные ею доводы.
6. Сторонам и (или) их представителям с разрешения Конституционного Суда могут быть заданы вопросы экспертами, специалистами, в той части, в какой это необходимо для уточнения экспертного заключения или для разъяснения вопросов, входящих в профессиональную компетенцию специалиста.

Статья 34. Выступление эксперта
Перед выступлением эксперта председательствующий устанавливает данные о лице, вызванном в качестве эксперта (фамилию, имя, отчество, место работы, ученую степень, ученое звание, почетные звания), разъясняет эксперту его права и обязанности, перечисленные в статье Закона, и предупреждает его об ответственности за дачу заведомо ложных заключений, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Заключение эксперта излагается экспертом устно или оглашается Конституционным Судом. После изложения заключения эксперт обязан ответить на дополнительные вопросы судей Конституционного Суда, а затем сторон и (или) их представителей.

Статья 35. Выступление специалиста, свидетеля, приглашенного лица
1. Выступление специалиста, свидетеля, приглашенного лица по существу рассматриваемого вопроса осуществляется в соответствии с Законом и в порядке, определенном судьями Конституционного Суда.
2. Перед заслушиванием показаний свидетеля председательствующий в заседании Конституционного Суда устанавливает данные о его личности, разъясняет обязанности и права свидетеля, предупреждает его об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.

Статья 36. Право председательствующего снять вопрос
1. Председательствующий вправе снять вопрос, поставленный одной стороной и (или) ее представителем перед другой стороной, иными участниками процесса, признав его некорректным по форме или по содержанию либо не относящимся к существу рассматриваемого дела.
2. Вопросы, поставленные судьей Конституционного Суда сторонам, представителям, иным участника процесса, не могут быть сняты председательствующим.
Председательствующий вправе лишь обратить внимание судьи Конституционного Суда, поставившего вопрос, на несоответствие формулировки вопроса целям конституционного судопроизводства.

Статья 37. Исследование Конституционным Судом документов
1. Документы оглашаются в судебном заседании по мере необходимости по инициативе судей Конституционного Суда или ходатайству сторон и предъявляются сторонам и (или) их представителям, иным участникам процесса.
2. По документам, полученным Конституционным Судом в ходе судебного заседания и имеющим значение для правильного разрешения дела, Конституционный Суд выносит решение о приобщении их в подлинниках или заверенных надлежащим образом копиях к материалам дела, которое фиксируется в протоколе судебного заседания.
Остальные документы, как не имеющие значения для правильного разрешения дела, возвращаются их законным владельцам.

Статья 38. Заключительные выступления сторон
1. Заключительные выступления сторон и (или) их представителей заслушиваются Конституционным Судом по окончании судебного исследования.
2. В заключительных выступлениях сторон и (или) их представителей может содержаться анализ материалов дела, доводов и доказательств, приведенных и проверенных в судебном заседании, их правовая оценка и значение их для правильного разрешения дела, а также выводы и предложения, которые, по мнению выступающих, должны быть учтены Конституционным Судом при вынесении решения.
Стороны не вправе в заключительных выступлениях ссылаться на обстоятельства, которые Конституционным Судом не выяснялись, а также на материалы и документы, которые не исследовались в судебном заседании.
3. Конституционный Суд по просьбе сторон и (или) ее представителей вправе предоставить им время для подготовки заключительного выступления.

Статья 39. Дополнительное исследование материалов дела
1. Если Конституционный Суд признает необходимым после заслушивания заключительных выступлений сторон выяснить новые обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела, или исследовать новые доказательства, он выносит определение о проведении дополнительного исследования материалов дела и при этом может объявить перерыв в судебном заседании или отложить рассмотрение вопроса.
2. По окончании дополнительного исследования материалов дела стороны имеют право на новое заключительное выступление, но лишь по поводу результатов дополнительного исследования и их значения для разрешения дела.

Статья 40. Отложение судебного заседания
1. Рассмотрение дела Конституционным Судом может быть отложено по основаниям, предусмотренным статьей 58 Закона.
2. Вопрос об отложении рассмотрения дела может быть решен Конституционным Судом как по собственной инициативе, так и по ходатайству сторон и их представителей.
3. Об отложении судебного заседания выносится определение, которое принимается в совещательной комнате большинством голосов от установленного числа судей Конституционного Суда путем открытого голосования, и оглашается председательствующим в зале судебных заседаний.
4. При вынесении Конституционным Судом определения об отложении судебного заседания, как правило, назначается дата, на которую переносится судебное заседание.

Статья 41. Приостановление производства по делу
1. Рассмотрение дела может быть приостановлено по основаниям, предусмотренным статьей 59 Закона, определением Конституционного Суда о приостановлении производства по делу. Определение о приостановлении производства по делу принимается Конституционным Судом в совещательной комнате большинством голосов от установленного числа судей Конституционного Суда путем открытого голосования и оглашается председательствующим в зале судебных заседаний.
2. Приостановленное дело возобновляется определением Конституционного Суда.
3. Судебное заседание по делу, производство по которому было приостановлено и возобновлено, начинается сначала.

Статья 42. Прекращение производства по делу
Производство по делу прекращается по основаниям, предусмотренным статьями 44, 68 Закона, определением, принимаемым в совещательной комнате большинством голосов от установленного числа судей Конституционного Суда путем открытого голосования, и оглашается председательствующим в зале судебных заседаний.

Статья 43. Протокол судебного заседания
1. Протоколирование в судебном заседании осуществляется секретарем судебных заседаний.
2. Протокол судебного заседания, на котором осуществляется слушание дела, должен содержать: указание места, даты судебного заседания, времени его начала и окончания; фамилии судей Конституционного Суда; данные об участниках процесса; формулировки рассматриваемых вопросов; запись о всех действиях Конституционного Суда в том порядке, в каком они имели место; решения, принятые Конституционным Судом, и результаты голосования по ним, которые объявляются в каждом случае председательствующим в судебном заседании; изложение фактов, которые просили удостоверить в протоколе участники процесса.
3. Для обеспечения полноты и точности протокола в каждом судебном заседании осуществляются аудиозапись, а также может вестись видеозапись.
4. Каждый судья Конституционного Суда вправе знакомиться с протоколом. Судья Конституционного Суда вправе принести свои замечания на протокол, которые рассматриваются в судебном заседании. Протокол подписывается секретарем судебных заседаний и председательствующим в данном судебном заседании.

Глава 5. Вопросы, касающиеся решений Конституционного Суда, принимаемых в ходе осуществления конституционного судопроизводства

Статья 44. Подготовка и принятие итогового решения
1. Составленный судьей-докладчиком проект итогового решения, а также материалы к проекту итогового решения вручаются судьям Конституционного Суда после завершения подготовки дела к слушанию.
2. После окончания слушания дела судья-докладчик представляет доработанный проект итогового решения, основывающийся на материалах, исследованных Конституционным Судом в судебном заседании.
3. Любой судья Конституционного Суда, участвующий в рассмотрении дела, вправе представить собственный проект итогового решения.
4. В случае представления нескольких проектов итогового решения Конституционный Суд принимает один из них за основу для дальнейшей работы. Принятым за основу считается проект, получивший большинство голосов от установленного числа судей Конституционного Суда.
5. Любой судья Конституционного Суда вправе предлагать поправки к проекту итогового решения, принятому за основу, вплоть до момента постановки на голосование соответствующей части проекта итогового решения. По требованию любого из судей Конституционного Суда поправки представляются в письменном виде.
6. По требованию любого из судей Конституционного Суда проект итогового решения или поправка к нему может обсуждаться и голосоваться по частям.
7. После того как председательствующий объявил о начале голосования по поправке или по части проекта решения, никто из присутствующих на закрытом совещании судей Конституционного Суда не может прерывать голосование, за исключением случаев выступления судьи Конституционного Суда по порядку ведения закрытого совещания судей Конституционного Суда в связи сходом данного голосования.
8. Поправка к проекту итогового решения по делу считается принятой, если за нее проголосовало большинство от установленного числа судей Конституционного Суда. Части проекта решения с принятыми поправками ставятся на голосование в целом.
9. После голосования по частям проекта итогового решения проводится голосование по проекту в целом с учетом принятых поправок.
10. Итоговое решение принимается в целом открытым голосованием путем поименного опроса судей Конституционного Суда. Во всех случаях председательствующий голосует последним.
11. Судья Конституционного Суда не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.
12. Конституционный Суд выносит мотивированное решение, как правило, в течение двух недель. В исключительных случаях Конституционный Суд может вынести мотивированное решение в течение четырех недель.
13. Решение по делу считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа судей Конституционного Суда, если иное не установлено Законом.

Статья 45. Протокол закрытого совещания судей Конституционного Суда
1. Протоколирование закрытого совещания судей Конституционного Суда осуществляется, как правило, судьей-докладчиком по делу.
2. Протокол закрытого совещания должен содержать: дату закрытого совещания и время его начала и окончания, фамилию председательствующего, фамилии судей Конституционного Суда, поставленные на голосование вопросы и оглашаемые председательствующим результаты голосования по ним.
3. С протоколом закрытого совещания судей Конституционного Суда вправе знакомиться только судьи Конституционного Суда.
Судья Конституционного Суда вправе принести свои замечания на протокол, которые рассматриваются судьями Конституционного Суда в закрытом совещании судей Конституционного Суда.
4. Протокол закрытого совещания судей Конституционного Суда по принятию итогового решения подписывается всеми судьями Конституционного Суда и приобщается к материалам дела в опечатанном конверте.

Статья 46. Особое мнение или мнение судьи Конституционного Суда
1. В особом мнении или мнении судьи Конституционного Суда, не согласного с решением Конституционного Суда, принятым в ходе осуществления конституционного судопроизводства, в целом или с положениями его мотивировочной части, не должны высказываться суждения и оценки, не относящиеся непосредственно к вопросу о конституционности или неконституционности рассматривавшихся положений нормативных правовых актов либо их конституционно-правовому истолкованию.
2. Текст особого мнения или мнения судьи Конституционного Суда должен быть представлен не позднее чем за три дня до дня провозглашения итогового решения Конституционного Суда либо принятия определения Конституционного Суда. Окончательный текст особого мнения представляется в течение пяти дней с момента провозглашения решения.

Статья 47. Направление решения для опубликования
Копия решения Конституционного Суда вместе с текстом особого мнения или мнения судьи Конституционного Суда направляется в течение 7 рабочих дней сопроводительным письмом за подписью Председателя Конституционного Суда для опубликования в официальных и иных (по решению Конституционного Суда) изданиях. Подписи судей Конституционного Суда в копиях не воспроизводятся. Текст решения завершается формулой: «Конституционный Суд Республики Карелия», текст особого мнения судьи Конституционного Суда начинается формулой: «Особое мнение судьи Конституционного Суда Республики Карелия по делу о …», а текст мнения судьи Конституционного Суда начинается формулой: «Мнение судьи Конституционного Суда Республики Карелия по делу о …». Решение Конституционного Суда вместе с текстом особого мнения или мнения судьи Конституционного Суда размещается на официальном сайте Конституционного Суда.

Статья 48. Исправление неточностей в решении Конституционного Суда
1. Исправление допущенных в решении Конституционного Суда неточностей в наименованиях и обозначениях, описок, явных редакционных и технических погрешностей производится по инициативе любого из судей Конституционного Суда. В случае обращения в Конституционный Суд сторон, их представителей, должностных и других лиц, которым направлялось соответствующее решение Конституционного Суда, с заявлением по поводу обнаруженных в нем неточностей, описок, редакционных и технических погрешностей Конституционный Суд обязан рассмотреть такое заявление в течение 2 недель с момента поступления заявления.
2. Исправление неточностей, допущенных в решении Конституционного Суда, принятом в ходе осуществления конституционного судопроизводства, производится в судебном заседании.
3. Об исправлении неточностей, допущенных в решении Конституционного Суда, принятом в ходе осуществления конституционного судопроизводства, выносится определение Конституционного Суда. Такое определение Конституционного Суда размещается на официальном сайте Конституционного Суда, а его копия направляется органам или лицам, которым направлялось решение, а также в печатные издания, в которых оно было опубликовано.

Статья 49. Разъяснение решения Конституционного Суда
1. По ходатайству органов и лиц, указанных в пункте 1 статьи 82 Закона, может быть дано официальное разъяснение решения по тем вопросам, которые нашли свое разрешение в принятом решении.
2. Председатель Конституционного Суда поручает одному из судей Конституционного Суда предварительно изучить ходатайство о разъяснении решения и доложить о нем в судебном заседании. Копии ходатайства направляются всем судьям Конституционного Суда. Предварительное изучение ходатайства о разъяснении решения должно быть завершено, как правило, не позднее 2 недель с момента регистрации ходатайства.
Судебное заседание о разъяснении решения назначается распоряжением Председателя Конституционного Суда во внеочередном порядке. Если Конституционным Судом назначено дело к слушанию, то судебное заседание о разъяснении решения назначается сразу после принятия решения Конституционным Судом, которое не препятствует проведению судебного заседания по разъяснению решения.
3. Вопрос о разъяснении решения рассматривается Конституционным Судом в открытом судебном заседании с участием ходатайствующего органа или лица, а также органов или лиц, являющихся сторонами по рассматриваемому делу. Рассмотрение ходатайства о разъяснении решения осуществляется в соответствии с требованиями Главы 4 настоящего Регламента.
4. Определение о разъяснении решения принимается Конституционным Судом в порядке, установленном Регламентом для принятия итогового решения. О разъяснении решения Конституционный Суд выносит определение в виде отдельного документа, которое подлежит опубликованию в течение 7 рабочих дней в тех изданиях, где было опубликовано разъясняемое решение, а также размещению на официальном сайте Конституционного Суда.

Глава 6. Иные вопросы, касающиеся организации и осуществления деятельности Конституционного Суда

Статья 50. Исчисление сроков, предусмотренных настоящим Регламентом
1. Течение сроков, с которыми связывается наступление определенных юридических последствий, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено его начало в Законе или в решении Конституционного Суда.
2. Сроки, исчисляемые сутками, истекают в 24 часа. Сроки, исчисляемые месяцами, истекают в соответствующее число последнего месяца установленного срока. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Статья 51. Делопроизводство в Конституционном Суде
Делопроизводство в Конституционном Суде осуществляется в соответствии с Законом, инструкцией по делопроизводству, утверждаемой Председателем Конституционного Суда.

Статья 52. Аппарат Конституционного Суда
1. Аппарат Конституционного Суда:
1) осуществляет организационное, информационное, материально-техническое, финансово-экономическое, кадровое и иное обеспечение деятельности Конституционного Суда;
2) обеспечивает взаимодействие Конституционного Суда с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Республики Карелия, органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, должностными лицами, гражданами;
3) обобщает информацию по исполнению решений Конституционного Суда.
2. Структура аппарата Конституционного Суда утверждается Председателем Конституционного Суда с согласия судей Конституционного Суда.

Статья 53. Обобщение практики исполнения решений Конституционного Суда
1. Аппарат Конституционного Суда систематически анализирует состояние дел по исполнению решений Конституционного Суда, причины неисполнения или ненадлежащего исполнения этих решений.
2. Аппарат Конституционного Суда представляет судьям Конституционного Суда годовые информационно-аналитические отчеты об исполнении решений Конституционного Суда. В случае необходимости аппарату Конституционного Суда может быть дано поручение подготовить информацию об исполнении одного или ряда конкретных решений Конституционного Суда.
3. При установлении факта неисполнения или ненадлежащего исполнения решения Конституционного Суда Председатель Конституционного Суда вносит на рассмотрение в судебном заседании Конституционного Суда предложения о мерах, которые могли бы способствовать обеспечению исполнения решения Конституционного Суда.

Статья 54. Информационное обеспечение Конституционного Суда
1. Комплектование, хранение, учет и использование архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Конституционного Суда, осуществляется в соответствии с законодательством об архивном деле.
2. В целях обеспечения оперативности и полноты информации в Конституционном Суде может создаваться информационная система, в том числе банк данных, содержащий тексты решений Конституционного Суда.

Статья 55. Обеспечение доступа к информации о деятельности Конституционного Суда
1. Обеспечение доступа к информации о деятельности Конституционного Суда осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» в порядке, утвержденном собранием судей Конституционного Суда.
2. В соответствии с распределением обязанностей в аппарате Конституционного Суда осуществляются рассмотрение запросов по вопросам организации и осуществления деятельности Конституционного Суда и направление по ним ответов в установленные федеральным законодательством сроки.
3. Официальная и иная информация о деятельности Конституционного Суда размещается также на официальном сайте Конституционного Суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Порядок создания официального сайта Конституционного Суда, размещения на нем информации о деятельности Конституционного Суда, сроки обновления указанной информации с учетом требований законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Карелия устанавливаются Положением об официальном сайте Конституционного Суда, утвержденным решением собрания судей Конституционного Суда.
Достоверность информации о деятельности Конституционного Суда, размещаемой на официальном сайте Конституционного Суда, а также своевременное и оперативное обновление указанной информации обеспечивается работниками аппарата Конституционного Суда, определяемыми Председателем Конституционного Суда.
4. Информация о внепроцессуальных обращениях, поступивших судье Конституционного Суда по делам, находящимся в его производстве, либо Председателю по делам, находящимся в производстве Конституционного Суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного заседания путем размещения данной информации на официальном сайте Конституционного Суда.

Статья 56. Информация, предоставляемая в устной форме на приеме граждан и по телефонам аппарата Конституционного Суда
1. Информация о деятельности Конституционного Суда в устной форме предоставляется гражданам (физическим лицам), в том числе представителям организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, во время приема и (или) по телефонам аппарата Конституционного Суда.
В устной форме на приеме граждан и (или) по телефонам аппарата Конституционного Суда предоставляется следующая информация:
1) общая информация о Конституционном Суде:
– почтовый адрес Конституционного Суда;
– наименование официального сайта Конституционного Суда;
– время работы Конституционного Суда;
– номера телефонов аппарата Конституционного Суда, по которым можно получить информацию справочного характера;
– компетенция Конституционного Суда;
2) информация, связанная с рассмотрением обращений, поступивших в Конституционный Суд:
– сведения о находящихся в Конституционном Суде обращениях: регистрационные номера дел, их наименования или предмет рассмотрения, а также сведения о вынесении решений по результатам рассмотрения обращений;
3) информация о кадровом обеспечении Конституционного Суда:
– фамилии, имена и отчества Председателя Конституционного Суда, судей Конституционного Суда, основания наделения их полномочиями;
– номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросам замещения вакантной должности судьи Конституционного Суда, вакантных должностей государственной гражданской службы в аппарате Конституционного Суда, по которым в установленном порядке объявлен конкурс на замещение вакансии;
4) информация о порядке приема граждан в Конституционном Суде:
– информация о порядке и времени приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, порядке рассмотрения их обращений по вопросам организации деятельности Конституционного Суда.
– номера телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера.
2. Другая информация о деятельности Конституционного Суда может быть предоставлена путем ознакомления с ней на официальном сайте Конституционного Суда, а также в помещении Конституционного Суда в специально отведенных местах.

Статья 57. Взаимодействие Конституционного Суда со средствами массовой информации
1. Взаимодействие Конституционного Суда со средствами массовой информации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации и Законом на основе принципов свободы массовой информации, необходимости обеспечения объективности и достоверности информационных сообщений и материалов о деятельности Конституционного Суда, гласности и открытости процесса осуществления конституционного правосудия, соблюдения и защиты при реализации свободы массовой информации иных конституционных прав и свобод человека и гражданина.
2. Организацию взаимодействия Конституционного Суда со средствами массовой информации осуществляет аппарат Конституционного Суда.
3. Опубликование (обнародование) информации о деятельности Конституционного Суда в средствах массовой информации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
К информации, не подлежащей передаче для распространения в средствах массовой информации, относятся сведения, составляющие тайну судопроизводства или иную охраняемую законом тайну, а также иные сведения, не подлежащие передаче для распространения в средствах массовой информации в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 58. Вопросы, связанные с государственной пошлиной
1. Об освобождении заявителя от уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера, отсрочки (рассрочки) ее уплаты или об отказе ему в этом Конституционный Суд выносит определение, в порядке, установленном для принятия итоговых решений.
2. Если в предусмотренных Законом случаях обращение не принято Конституционным Судом к рассмотрению или возвращено заявителю государственная пошлина возвращается заявителю. Возврат государственной пошлины осуществляется на основании справки за подписью Председателя Конституционного Суда, которая выдается заявителю вместе с подлинным документом о произведенной уплате государственной пошлины. В таком же порядке заявителю по его требованию возвращается излишне уплаченная государственная пошлина.

Статья 59. Взаимодействие Конституционного Суда с органами судейского сообщества в Российской Федерации
1. Взаимодействие Конституционного Суда с органами судейского сообщества в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», иными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы судебной власти и статуса судей в Российской Федерации, и Законом. Указанное взаимодействие осуществляется в целях всемерного повышения авторитета судебной власти в Российской Федерации, обеспечения беспристрастности правосудия, а также в иных целях, стоящих перед органами судейского сообщества.
2. Выдвижение представителей Конституционного Суда в органы судейского сообщества осуществляется на собрании судей Конституционного Суда.

Статья 60. Взаимодействие Конституционного Суда с научными организациями
1. Конституционный Суд взаимодействует с научными организациями по вопросам научно-аналитического обеспечения деятельности Конституционного Суда как судебного органа конституционного контроля.
2. При Конституционном Суде создается Научно-консультативный совет. Положение, количественный и персональный состав Научно-консультативного совета утверждается собранием судей Конституционного Суда.

Статья 61. Взаимодействие Конституционного Суда с иными судами и с органами конституционного (уставного) контроля субъектов Российской Федерации
Конституционный Суд взаимодействует с Конституционным Судом Российской Федерации, иными судами и с органами конституционного (уставного) контроля субъектов Российской Федерации в целях взаимного изучения опыта, осуществления информационного обмена, а с органами конституционного (уставного) контроля субъектов Российской Федерации — также в целях оказания взаимной методической помощи.

Статья 62. Международные связи Конституционного Суда
Конституционный Суд осуществляет рабочие контакты с органами конституционного контроля зарубежных стран путем заключения соглашений о сотрудничестве, обмене делегациями, стажировке судей и сотрудников аппарата Конституционного Суда, обмене решениями и иной информацией, организации совместных научных мероприятий.
Общее руководство в области планирования, организации и проведения мероприятий, вытекающих из положений настоящей статьи, осуществляет Председатель Конституционного Суда.

Глава 7. Заключительные и переходные положения

Статья 63. Порядок внесения изменений в настоящий Регламент
1. Предложения о внесении изменений в настоящий Регламент могут быть внесены любым судьей Конституционного Суда, а также аппаратом Конституционного Суда с соответствующими обоснованиями. Предложения о внесении изменений в настоящий Регламент рассматриваются собранием судей Конституционного Суда.
2. По каждому предложению о внесении изменений в настоящий Регламент Конституционный Суд принимает отдельное решение.

Статья 64. Опубликование Регламента Конституционного Суда
1. Настоящий Регламент, равно как и вносимые в него изменения, подлежат официальному опубликованию в газете «Карелия», «Вестнике Конституционного Суда Республики Карелия».
2. Регламент Конституционного Суда в актуальной редакции размещается на официальном сайте Конституционного Суда.