За первое полугодие 2010 г.

Обзор деятельности Конституционного Суда Республики Карелия
за первое полугодие 2010 года

В первом полугодии 2010 года в Конституционный Суд Республики Карелия поступило 13 письменных и 11 устных обращений от граждан.

По результатам рассмотрения дел, находящихся в производстве Конституционного Суда Республики Карелия, вынесено одно постановление и определение о прекращении производства по делу.

На все обращения, не относящиеся к ведению Конституционного Суда Республики Карелия (о пересмотре решений судов общей юрисдикции, о бездействии органов государственной власти и их должностных лиц и т.д.), Конституционным Судом Республики Карелия давались соответствующие письменные разъяснения в порядке, установленном статьей 38 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия».

Соответствующими Конституции Республики Карелия признано правовое предписание статьи 1 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия», содержащееся в словах «проживающих на территории Республики Карелия», в отношении граждан, имеющих звание «Ветеран труда Республики Карелия».

Так, правовое предписание статьи 1 Закона Республики Карелия
«О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия», гарантирующее социальную поддержку отдельных категорий граждан, проживающих на территории Республики Карелия, предусматривает в качестве обязательного условия предоставления мер социальной поддержки проживание на территории Республики Карелия.

Гражданка Соловьева Е.Д., проживающая за пределами Республики Карелия, обратилась в Конституционный Суд Республики Карелия в связи с прекращением предоставления ей мер социальной поддержки как ветерану труда Республики Карелия.

Конституционный Суд Республики Карелия, исследуя вопрос соответствия указанных правовых предписаний республиканского Закона Конституции Республики Карелия, пришел к следующему выводу.

Согласно статье 25 Конституции Республики Карелия в Республике Карелия может устанавливаться в соответствии с законом дополнительное социальное обеспечение.

В соответствии с Законом Республики Карелия от 25 июля 1995 года № 69-ЗРК «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» звание «Ветеран труда Республики Карелия» присваивается гражданам, проживающим в Республике Карелия, за их многолетний и добросовестный труд в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение.

Согласно статье 3 указанного Закона меры социальной поддержки лиц, которым присвоено звание «Ветеран труда Республики Карелия», устанавливаются Законом Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия».

Конституция Республики Карелия не определяет конкретные способы, условия и объемы предоставления социальной поддержки тем или иным категориям граждан, – решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который при осуществлении правового регулирования в социальной сфере располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, выборе критериев их дифференциации, регламентации условий предоставления.

Таким образом, законодатель Республики Карелия, осуществив самостоятельное правовое регулирование вопросов присвоения звания «Ветеран труда Республики Карелия» и предоставления за счет средств бюджета Республики Карелия мер социальной поддержки гражданам, которым это звание присвоено за многолетний и добросовестный труд, действовал в пределах своей компетенции, реализовал собственные полномочия в области социальной защиты граждан и был вправе предусмотреть объем социальной поддержки и условия ее предоставления.

Оспариваемое правовое предписание непосредственно не затрагивает право на выбор места жительства. Установление в качестве одного из условий приобретения права на получение меры социальной поддержки указанной категории граждан – проживание на территории Республики Карелия, – не препятствует осуществлению ими права свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (часть 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации).

Находящийся в системной связи с оспариваемым законоположением Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, утвержденный Постановлением Правительства Республики Карелия от 17 января 2005 года № 1-П «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия», содержит предписание о том, что регистрация гражданина, являющегося ветераном труда Республики Карелия, по месту пребывания, наряду с регистрацией по месту жительства, также является основанием для предоставления мер социальной поддержки. Иными словами, в период временного пребывания на территории Республики Карелия ветерану труда Республики Карелия, зарегистрированному по месту пребывания на ее территории, также оказывается социальная поддержка на период указанной регистрации, равно как и ветеранам труда, постоянно проживающим на территории республики.

Следовательно, обязательное условие предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда Республики Карелия – проживание на территории Республики Карелия не посягает на конституционный принцип равенства, не ставит ветеранов труда Республики Карелия в неравное положение в зависимости от места их жительства и не ограничивает свободу передвижения граждан, а потому оспариваемое правовое предписание не нарушает юридический (формальный) принцип равенства всех перед законом и соответствует Конституции Республики Карелия, ее статьям 2 (часть 2), 4 (части 1 и 2), 16 (части 1 и 3), 19 (часть 2).

Производство по делу в связи с обращением открытого акционерного общества «Карельская энергосбытовая компания» с требованием о проверке соответствия Конституции Республики Карелия части 3 статьи 3 Закона Республики Карелия от 19 декабря 2008 года № 1251-ЗРК «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением проживающим за пределами городов пенсионерам, проработавшим не менее десяти лет педагогическими работниками в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» прекращено.

Так, в период нахождения настоящего дела в производстве суда Законодательным Собранием Республики Карелия был принят Закон Республики Карелия от 21 апреля 2010 года № 1377-ЗРК «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия».

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 указанного Закона Республики Карелия рассматриваемый в настоящем деле Закон Республики Карелия от 19 декабря 2008 года № 1251-ЗРК утратил силу.

Законодатель ввел иной механизм предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам (в том числе перешедшим на пенсию), указанным в части 3 статьи 6 Закона Республики Карелия «Об образовании».

Гражданам, проживающим на территории Республики Карелия, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, вместо натуральной формы предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Условия и порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме указанным гражданам устанавливаются Правительством Республики Карелия (статьи 1 и 2 Закона Республики Карелия от 26 ноября 2009 года № 1343-ЗРК «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Карелия»).

Поскольку оспариваемые заявителем законоположения утратили силу в период рассмотрения дела и не нарушают конституционных прав и свобод граждан, а регулируют только вопросы возмещения энергоснабжающим организациям расходов по предоставлению гражданам мер социальной поддержки, производство по данному делу прекращено.

Внося свой вклад в деятельность органов судейского сообщества, Судьи Конституционного Суда Республики Карелия приняли участие в заседаниях Совета Судей Республики Карелия, Квалификационной коллегии Республики Карелия.

Татьяна Николаевна Фотина приняла участие в работе расширенного заседания коллегии прокуратуры Республики Карелия по вопросам работы правоохранительных органов Республики Карелия за 2009 год и выступила в открытой дискуссии по вопросам защиты прав человека в национальных судах и в Европейском суде по правам человека, проведенной в соответствии с распоряжением Правительства Республики Карелия от 27 февраля 2010 года № 54р-П в целях реализации государственной политики по противодействию экстремистской деятельности в республике.

Продолжая сотрудничество с учебными заведениями, Конституционный Суд Республики Карелия обеспечил прохождение производственной практики студентов юридического факультета Петрозаводского государственного университета и Северного филиала Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, целью которой являлось закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами в процессе изучения правовых дисциплин.

Татьяна Николаевна Фотина выступила с лекцией о конституционных гарантиях избирательных прав для участников школы молодого избирателя.

За вклад в культурное, научное и социально-экономическое развитие Республики Карелия Фотина Татьяна Николаевна и Союнен Павел Александрович награждены памятным знаком «90 лет Республике Карелия».

С 1 июля 2010 года работает обновленный сайт Конституционного Суда Республики Карелия, разработанный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Республики Карелия.