За первое полугодие 2009 г.

Обзор деятельности
Конституционного Суда Республики Карелия
за первое полугодие 2009 года

В первом полугодии 2009 года в Конституционный Суд Республики Карелия поступило 14 письменных и 11 устных обращений, в том числе 23 от  граждан.

По результатам рассмотрения дел, находящихся в производстве Конституционного Суда Республики Карелия, вынесено 3 постановления, 2 определения о прекращении производства по делу (по обращениям, поступившим в 2008 году), 1 определение об отказе в принятии к рассмотрению обращения за неподведомственностью его рассмотрения.

Не соответствующими Конституции Республики Карелия признаны отдельные правовые предписания следующих нормативных правовых актов:

1) Решения Петрозаводского городского Совета от 25 сентября 2008 года № XXVI/XXI-384 (пункт 3 Методики определения размера арендной платы за муниципальное имущество Петрозаводского городского округа).

Петрозаводский городской Совет, определяя указанное в пункте 3 Методики изменение арендной платы за 1 квадратный метр площади муниципального нежилого помещения, допустил возможность вторжения в сферу федерального регулирования арендных отношений, а поэтому положения пункта 3 Методики противоречат статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации и не соответствуют части 1 статьи 5 Конституции Республики Карелия.

2) Постановления Главы Прионежского муниципального района от 11 января 2006 года № 13 «О предоставлении льгот по оплате за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Прионежского муниципального района» (пункт 2.4 Положения о плате за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Прионежского муниципального района).

Правовые предписания пункта 2.4 рассматриваемого Положения не соответствуют части 2 статьи 5 Конституции Республики Карелия, поскольку установление пунктом 2.4 рассматриваемого Положения, утвержденного Постановлением Главы Прионежского муниципального района, льгот по плате за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях отдельным категориям граждан за счет средств Прионежского муниципального района не входит в перечень полномочий Главы Прионежского муниципального района, определенных Уставом муниципального образования «Прионежский муниципальный район», и противоречат федеральному законодательству, определяющему компетенцию органов власти муниципального образования в части принятия муниципальных нормативных правовых актов, предусматривающих расходы из средств муниципального бюджета.

Соответствующими Конституции Республики Карелия были признаны:

1) пункт 6 статьи 138 Устава Петрозаводского городского округа;

2) правовые предписания абзаца 6 пункта 2 статьи 2 Закона Республики Карелия от 26 апреля 2006 года № 978-ЗРК «О признании утратившей силу статьи 7 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» и внесении изменений в Закон Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» в части увеличения стажа, необходимого для присвоения звания «Ветеран труда Республики Карелия», по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием установления и порядка присвоения звания «Ветеран труда Республики Карелия».

По четырем делам, рассматриваемым Судом, производство было прекращено полностью или в части:

1) по делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия Распоряжения Председателя Правительства Республики Карелия от 5 сентября 1996 года № 518-р «Об установлении зон охраны памятников археологии, истории и культуры Республики Карелия» по порядку его опубликования в связи с отзывом обращения заявителем;

2) по делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия положений подпунктов 1, 14, 26 «б» пункта 4 Положения о Министерстве сельского, рыбного хозяйства и продовольствия Республики Карелия, утвержденного Указом Главы Республики Карелия от 8 сентября 2004 года № 105, в части установления полномочий Министерства сельского, рыбного хозяйства и продовольствия Республики Карелия по согласованию мест размещения форелеводческих хозяйств и определению проектируемых мощностей производства форели в год, поскольку заявитель фактически ставит вопрос о проверке законности и обоснованности действий и решений Министерства сельского, рыбного хозяйства и продовольствия Республики Карелия, связанных с согласованием места деятельности форелеводческого хозяйства и объемом производимой им продукции, что не входит в компетенцию Конституционного Суда Республики Карелия;

3) по делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия Решения Петрозаводского городского Совета от 25 сентября 2008 года № XXVI/XXI-384, поскольку оспариваемое заявителем Решение не затрагивает правоотношения, регулируемые статьей 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Карелия это Решение по указанным в обращении основаниям, отсутствует;

4) дело о проверке соответствия Конституции Республики Карелия пунктов 1.2 и 2.4 Положения о плате за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Прионежского муниципального района, утвержденного Постановлением Главы Прионежского муниципального района от 11 января 2006 года № 13 «О предоставлении льгот по оплате за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Прионежского муниципального района» в части требований о признании не соответствующим Конституции Республики Карелия пункта 1.2 оспариваемого Положения.

По смыслу положений пункта 1.2 в системной связи с другими нормами рассматриваемого Положения данные правовые нормы по своей функциональной роли в механизме правового регулирования носят общий характер, присущий исходным нормам определительно-установочного свойства, формулирующим цели и задачи предпринятого правового регулирования, и поэтому не влияют на установление, изменение конкретных прав и обязанностей в рамках регулируемых правоотношений, а значит, не могут рассматриваться как затрагивающие конституционные права и свободы. Обращение в этой части по заявленным основаниям не соответствует критериям допустимости обращения, предусмотренным статьей 35 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», и потому дело в этой части подлежит прекращению.

К конференции судей Республики Карелия Судом была подготовлена и направлена в адрес Совета судей Республики Карелия информация о работе Конституционного Суда Республики Карелия в 2008 году для подготовки Информационного бюллетеня.

12 февраля 2009 года в Большом зале Законодательного Собрания Республики Карелия состоялась презентация научно-практического комментария к Конституции Республики Карелия.

Научно-практический комментарий к Конституции Республики Карелия подготовлен авторским коллективом, под руководством ответственного редактора, Председателя Конституционного Суда Республики Карелия, заслуженного юриста Российской Федерации – Сухачевой Валентины Васильевны. Авторами комментария являются также квалифицированные юристы ученые и практики различных высших учебных заведений республики, прокуратуры Республики Карелия, судьи и консультанты Конституционного Суда Республики Карелия – члены научно-консультативного совета при Конституционном Суде Республики Карелия.

Рецензентом комментария выступил заслуженный юрист Российской Федерации, профессор, действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса Михаил Алексеевич Митюков.

Приветственные слова к изданию были подготовлены Главой Республики Карелия Сергеем Леонидовичем Катанандовым, Председателем Законодательного Собрания Республики Карелия Николаем Ивановичем Левиным. Предисловие к научно-практическому комментарию к Конституции Республики Карелия подготовила Председатель Конституционного Суда Республики Карелия Валентина Васильевна Сухачева.

Члены авторского коллектива, а также рецензент научно-практического комментария к Конституции Республики Карелия были награждены благодарственными письмами Главы Республики Карелия и Законодательного Собрания Республики Карелия.

Для подготовки и здания сборника итоговых решений конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации были систематизированы и направлены в Конституционный Суд Республики Татарстан итоговые решения за весь период деятельности Конституционного Суда Республики Карелия. Указанный сборник будет издан по инициативе полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации с целью привлечь внимание к деятельности регионального конституционного правосудия, а также будет способствовать развитию и совершенствованию института конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации.

Состоялось одно заседание научно-консультативного совета при Конституционном Суде Республики Карелия.

Продолжая сотрудничество с высшими учебными заведениями, Конституционный Суд Республики Карелия обеспечил прохождение производственной практики студентов юридического факультета Северного филиала Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, целью которой являлось закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами в процессе изучения правовых дисциплин.

В первом полугодия судьи Конституционного Суда Республики Карелия в рамках взаимодействия и обмена опытом приняли участие в семинаре судей Республики Карелия по вопросам судебной этики с участием судей Финляндии и штата Вермонт.