О работе КС РК в 2006 г.

Информация о работе Конституционного Суда Республики Карелия
в 2006 году

Правовой основой организации и деятельности Конституционного Суда Республики Карелия являются Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», федеральные законы «Об органах судейского сообщества», «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», Конституция Республики Карелия, Закон Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия».

На основании положений Законом Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» Судом осуществляется абстрактный нормоконтроль, суть которого состоит в проверке нормативных правовых актов (или их отдельных положений) на соответствие Конституции Республики Карелия вне связи с каким-либо конкретным спором или делом.

Решения Конституционного Суда Республики Карелия касаются прав и гарантий неопределенного круга лиц. Посредством вынесения решений по обращению одного заявителя осуществляется конституционная защита прав и свобод неограниченного числа граждан, на которых распространяется действие нормативного правового акта, проверяемого Судом на соответствие Конституции Республики Карелия.

Всего в 2006 году в Конституционный Суд Республики Карелия поступило 34 письменных обращения, 22 человека обратилось за устной консультацией. На все поступившие письменные и устные обращения по вопросам, не относящимся к ведению Конституционного Суда Республики Карелия (о пересмотре решений судов общей юрисдикции, о бездействии органов государственной власти и их должностных лиц, о нарушении жилищных прав и т.д.), Судом давались соответствующие письменные разъяснения в порядке, установленном статьей 38 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия».

По вопросам, подлежащим рассмотрению Судом, проведено 27 судебных заседаний, вынесено 21 определение, рассмотрено 10 дел (два по обращениям 2005 года), вынесено 9 итоговых решений по существу поставленных вопросов, рассмотрение одного дела было отложено по заявлению заявительницы.

По результатам рассмотрения обращений в открытых судебных заседаниях не соответствующими Конституции Республики Карелия были признаны отдельные правовые предписания следующих нормативных правовых актов:

1. пункт 1 Постановления Правительства Республики Карелия от 7 февраля 2005 года № 7-П «О формах предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, и порядке финансирования связанных с этим расходов», и положения пункта 10 Порядка финансирования этих расходов, утвержденного указанным Постановлением Правительства Республики Карелия;

2. абзац 3 статьи 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года
№ 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия»;

3. пункт 4 части 2 статьи 1 и часть 3 статьи 1 Закона Республики Карелия от 13 июля 2006 года № 1008-ЗРК «О дополнительных требованиях к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) Республики Карелия».

Соответствующими Конституции Республики Карелия были признаны отдельные правовые предписания следующих нормативных правовых актов:

1. абзац 2 пункта 1 Правил охоты в Республике Карелия, утвержденных Постановлением Совета Министров КАССР от 22 декабря 1989 года № 303;

2. статья 8 Закона Республики Карелия от 7 июля 2004 года № 790-ЗРК «О Конституционном Суде Республики Карелия»;

3. Закон Республики Карелия от 6 февраля 2006 года № 957-ЗРК «О безвозмездной передаче государственного имущества Республики Карелия в собственность Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря»;

4. пункт 2.1 Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности Кондопожского района, в 2005 году, утвержденного Постановлением Главы местного самоуправления Кондопожского района от 20 июля 2005 года № 114 (в редакции Постановления от 1 декабря 2005 года № 199);

5. абзац 3 статьи 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года
№ 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия»;

6. пункт 61 части 1 статьи 3 Закона Республики Карелия от 1 ноября 2004 года № 813-ЗРК «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия» и статья 1 Закона Республики Карелия от 1 декабря 2004 года № 825-ЗРК «О муниципальных районах в Республике Карелия»;

7. пункты 2 и 3 части 2 статьи 1 Закона Республики Карелия от 13 июля 2006 года № 1008-ЗРК «О дополнительных требованиях к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) Республики Карелия».

Важное значение имеют решения Конституционного Суда Республики Карелия по делам о проверке конституционности отдельных правовых предписаний Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» , а также муниципальных правовых актов, которыми были установлены меры социальной поддержки отдельным категориям граждан.

В процессе рассмотрения указанных дел Суд установил, что в рамках реформирования в Российской Федерации системы социальной защиты граждан натуральные льготы были заменены мерами социальной поддержки, полномочия по их установлению были переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, которым предписывалось вводить эффективные механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан, а также предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного правового регулирования общественных отношений.

В целях единообразного применения норм федерального законодательства, принимая во внимание сложность перехода на новую систему социальной защиты граждан, Конституционный Суд Республики Карелия направил запрос в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности некоторых положений Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, которые отменяют в полном объеме льготы, ранее существовавшие у отдельных категорий граждан, и одновременно обязывают органы государственной власти субъектов Российской Федерации при издании нормативных правовых актов соблюдать тот же уровень (объем) социальных гарантий, который предоставлялся этим гражданам по состоянию на 31 декабря 2004 года на основании норм федерального законодательства.

Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрев запрос Конституционного Суда Республики Карелия, указал в Определении от 12 июля 2007 года № 375-О, что федеральный законодатель при определении в рамках реформирования системы социальной защиты конкретных форм участия в ее реализации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, вправе  исходя из того, что координация вопросов здравоохранения и социальная защита, согласно статье 72 (пункт «ж» части 1) Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,  передать субъектам Российской Федерации полномочие по установлению мер социальной поддержки тех или иных категорий граждан.

Осуществление полномочия по установлению мер социальной поддержки отдельным категориям не выходит за рамки бюджетных полномочий органов государственной власти Республики Карелия, при том что не исключается возможность компенсации указанным гражданам расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в той части, которая превышает гарантированную им социальную поддержку в форме оплаты жилой площади с отоплением и освещением в пределах социальной нормы жилья, регионального стандарта оплаты жилья и коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива за счет бюджета Республики Карелия.

Учитывая указанную правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, Конституционный Суд Республики Карелия признал соответствующими Конституции Республики Карелия правовые предписания части 3 статьи 3 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» и пункта 2.1 Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности Кондопожского района, в 2005 году, утвержденного Постановлением Главы местного самоуправления Кондопожского района от 20 июля 2005 года № 114 (в редакции Постановления от 1 декабря 2005 года № 199).

Конституционный Суд Республики Карелия признал не соответствующим требованиям Конституции Республики правовое предписание части 3 статьи 3 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия», в отношении проживающих за пределами городов пенсионеров, проработавших не менее десяти лет педагогическими работниками в расположенных на территории Республики Карелия в сельской местности, поселках городского типа учреждениях, работавших на момент выхода на пенсию в государственных учреждениях Республики Карелия, в той мере, в какой позволяет возлагать часть расходов на содержание жилья с отоплением и освещением на граждан данной категории.

При принятии итоговых решений по указанным делам Судом учитывался баланс различных конституционно защищаемых ценностей, конкурирующих прав и законных интересов, чтобы надлежащим образом были защищены социальные права граждан, и в тоже время это не привело бы к ущемлению прав других лиц.

Особую значимость приобретают решения Конституционного Суда Республики Карелия, вынесенные по делам, связанным с защитой самостоятельности местного самоуправления, а также реализацией конституционного права граждан на осуществление местного самоуправления, поскольку в настоящее время в Российской Федерации проводится реформа местного самоуправления в соответствии с правовыми предписаниями Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определены государственные гарантии его осуществления.

Не соответствующими Конституции Республики Карелия были признаны пункт 4 части 2 статьи 1 и часть 3 статьи 1 Закона Республики Карелия «О дополнительных требованиях к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) Республики Карелия», поскольку указанные предписания не обеспечивали принцип самостоятельности органов местного самоуправления, нарушали конституционные права граждан на равный доступ к муниципальной службе и противоречили федеральному законодательству.

Правовые предписания пунктов 2 и 3 части 2 статьи 1 Закона Республики Карелия «О дополнительных требованиях к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) Республики Карелия», устанавливающие в качестве дополнительного требования к кандидату на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) иметь положительные отзывы с предыдущего места службы (работы), а также обладать знаниями федерального законодательства и законодательства Республики Карелия применительно к исполнению должностных обязанностей главы местной администрации, были признаны Конституционным Судом Республики Карелия соответствующими Конституции Республики Карелия, поскольку обусловлены необходимостью привлечения к управлению высококвалифицированных специалистов с целью обеспечения высокого уровня отправления муниципальной службы при осуществлении органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) отдельных государственных полномочий, переданных ему законами Республики Карелия.

Соответствующими Конституции Республики Карелия были признаны правовые предписания пункта 61 части 1 статьи 3 Закона Республики Карелия «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия» и статьи 1 Закона Республики Карелия «О муниципальных районах в Республике Карелия» в части, касающейся поселка Чална-1 в составе Гарнизонного сельского поселения.

В Постановлении от 26 июня 2006 года Конституционный Суд Республики Карелия указал, что оспариваемыми положениями рассматриваемых республиканских законов образовано муниципальное образование со статусом сельского поселения (Гарнизонное сельское поселение) в ранее существовавших границах Прионежского района, при этом не изменились и границы муниципального образования города Петрозаводска. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в этом случае получение согласия населения на образование муниципального образования со статусом сельского поселения не предусматривает.

Все обращения, поступившие в Конституционный Суд Республики Карелия в 2006 году, были рассмотрены в установленный законом срок. Информация о предстоящих судебных заседаниях публиковалась в газете «Карелия», а также размещалась на официальном сайте Конституционного Суда Республики Карелия. Все заседания Конституционного Суда Республики Карелия были открытыми, гражданам и представителям средств массовой информации был обеспечен свободный доступ на заседания. Для представителей средств массовой информации к каждому судебному заседанию готовились пресс-релизы, содержащие информацию о составе суда, сторонах, поводах и основаниях рассмотрения дела.

Решения Конституционного Суда Республики Карелия провозглашались в полном объеме на открытых заседаниях суда и направлялись сторонам, а также Главе Республики Карелия, Законодательному Собранию Республики Карелия, прокурору Республики Карелия, Верховному Суду Республики Карелия, Арбитражному суду Республики Карелия, Отделу законодательства Республики Карелия Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу.

Все решения Суда были опубликованы в газете «Карелия», в сборнике «Собрание законодательства Республики Карелия», в дайджестах оперативной информации «Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации», выпускаемых Аппаратом по обеспечению деятельности Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации, а также в Вестнике Конституционного Суда Республики Карелия.

Руководствуясь постановлениями Конституционного Суда Республики Карелия, органы государственной власти Республики Карелия принимали своевременные и необходимые меры по приведению нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией Республики Карелия.

С 2006 года функционирует официальный сайт Конституционного Суда Республики Карелия ( http :// ksrk . karelia . ru ), на котором размещена подробная информация о деятельности Конституционного Суда Республики Карелия, а также новости, решения суда, образцы обращений в Конституционный Суд Республики Карелия, статьи, публикации в средствах массовой информации и другая полезная информация. Официальный сайт способствует п овышению информированности общества о деятельности Суда и обеспечению прозрачности и открытости правосудия.

В течение 2006 года состоялось четыре заседания научно-консультативного совета при Конституционном Суде Республики Карелия, на которых обсуждались проекты комментария к статьям Конституции Республики Карелия.

Выпущено 2 номера Вестника Конституционного Суда Республики Карелия, в которых были опубликованы решения Суда, материалы, подготовленные на заседаниях научно-консультативного совета при Конституционном Суде Республики Карелия, научные статьи в сфере конституционного (уставного) судопроизводства.

Судьи Конституционного Суда Республики Карелия в рамках взаимодействия и обмена опытом с Конституционным Судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации и другими органами государственной власти участвовали в научно-практических конференциях по темам: «Актуальные проблемы истории, политики и права» (г. Петрозаводск), «Модели конституционной юстиции в современном мире» (г. Санкт-Петербург), «Сочетание принципов состязательности, диспозитивности и активности суда» (г. Петрозаводск), «Мониторинг законодательства и правоприменительной практики: стратегия правового развития» (г. Москва), «Конституционный процесс: проблемы правового регулирования и перспективы развития» (г. Санкт-Петербург), а также в Международной конференции «Единое правовое пространство Европы и практика конституционного правосудия» (г. Москва), проводившейся в рамках Программы председательства Российской Федерации в Комитете министров Совета Европы совместно с Европейской комиссией «За демократию через право» (Венецианской комиссией Совета Европы) и Институтом права и публичной политики.

Деятельность Конституционного Суда Республики Карелия направлена на обеспечение соблюдения в Республике Карелия Конституции Республики Карелия, укрепление основ конституционного строя Республики Карелия и конституционной законности, на воспитание в гражданах уважения к своей республике и ее Конституции как основному закону субъекта Российской Федерации, а также развитие науки конституционного права.