За второе полугодие 2006 г.

Обзор деятельности
Конституционного Суда Республики Карелия
за второе полугодие 2006 года

Во втором полугодии 2006 года в Конституционный Суд Республики Карелия поступило 17 письменных и 9 устных обращений.

Рассмотрение вопросов, поставленных в 8 письменных обращениях, не относилось к ведению Конституционного Суда Республики Карелия, о чем заявители были уведомлены в порядке, установленном статьей 38 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия». Одно обращение возвращено заявителю по его ходатайству. По одному обращению было вынесено Определение о прекращении производства по делу в связи с его отзывом заявительницей. Одно обращение находится на предварительном изучении у судьи для разрешения вопроса о возможности принятия его к производству.

Определением от 6 июля 2006 года суд отказал заявителю в принятии к рассмотрению обращения о проверке соответствия Конституции Республики Карелия положений пунктов 1 и 2 Решения Совета местного самоуправления муниципального образования «Лоухский район» от 15 марта 2005 года № 26 XXV сессии III созыва «О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений муниципального образования «Лоухский район» и пункта 4 Порядка, утвержденного Постановлением Главы местного самоуправления Лоухского района от 24 марта 2005 года № 23 «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений муниципального образования «Лоухский район» по оплате жилья с отоплением и освещением, и обеспечению топливом», поскольку оспариваемые нормативные положения уже были предметом судебного разбирательства, и имеется вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции, согласно которому установлен факт несоответствия оспариваемых положений федеральному законодательству, что влечет утрату ими юридической силы, а потому они не могут являться предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Карелия.

Конституционным Судом Республики Карелия было принято к рассмотрению 4 письменных обращения.

За указанный период по результатам рассмотрения поступивших обращений вынесено 4 постановления (3 постановления вынесены по обращениям, поступившим в первом полугодии 2006 года).

По результатам рассмотрения обращений в открытых судебных заседаниях Конституционным Судом Республики Карелия были признаны не соответствующими Конституции Республики Карелия правовые предписания пункта 4 части 2 статьи 1 и части 3 статьи 1 Закона Республики Карелия от 13 июля 2006 года № 1008-ЗРК «О дополнительных требованиях к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) Республики Карелия», согласно которым кандидат на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) должен иметь положительное заключение государственной экспертной комиссии о возможности исполнять обязанности главы местной администрации по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления законами Республики Карелия; Глава Республики Карелия утверждает положение о государственной экспертной комиссии и ее состав; заключение государственной экспертной комиссии направляется в конкурсную комиссию для рассмотрения кандидатур на замещение должности главы местной администрации соответствующего муниципального района (городского округа) (Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 9 ноября 2006 года).

Соответствующими Конституции Республики Карелия были признаны отдельные правовые предписания следующих нормативных правовых актов:

1. а бзаца 3 статьи 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» содержащиеся в словах «в пределах социальной нормы площади жилья, регионального стандарта оплаты жилья и коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации», в отношении проживающих за пределами городов пенсионеров, проработавших не менее десяти лет врачами, провизорами, медицинскими или фармацевтическими работниками со средним специальным образованием в расположенных на территории Республики Карелия в сельской местности, поселках городского типа учреждениях, работавших на момент выхода на пенсию в государственных учреждениях республики (Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 21 июля 2006 года).

2. п ункта 2.1 Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности Кондопожского района, в 2005 году, утвержденного Постановлением Главы местного самоуправления Кондопожского района от 20 июля 2005 года № 114 (в редакции Постановления от 1 декабря 2005 года № 199) в части слов «в пределах социальной нормы площади жилья, нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Карелия» в отношении специалистов муниципальных учреждений Кондопожского района (врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием, специалистов учреждений культуры), работающих и проживающих за пределами городов, а также в отношении данных специалистов и социальных работников, получающих пенсию и проработавших не менее десяти лет в сельской местности, поселках городского типа и проживающих в Кондопожском районе за пределами города Кондопога (Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 23 августа 2006 года).

3. Закона Республики Карелия от 6 февраля 2006 года № 957-ЗРК «О безвозмездной передаче государственного имущества Республики Карелия в собственность Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря» (Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 4 октября 2006 года).

4. пунктов 2 и 3 части 2 статьи 1 Закона Республики Карелия от 13 июля 2006 года «О дополнительных требованиях к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) Республики Карелия» (Постановление от 9 ноября 2006 года).

В производстве Конституционного Суда Республики Карелия находится 4 обращения, по которым назначены судьи-докладчики и ведется подготовка дел к слушанию.

Рассмотрение обращения по делу о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия абзаца 3 статьи 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» в связи с обращением гражданки Ключеровой Т.Н. отложено по ходатайству заявительницы.

Определением Конституционного Суда Республики Карелия от
21 декабря 2006 года принято к рассмотрению обращение И.Н. Назарова об оспаривании конституционности отдельных положений статей 3, 22, 24 и 26 Закона Республики Карелия от 27 июня 2003 года № 683-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований, членов выборных органов местного самоуправления в Республике Карелия».

И.Н. Назаров заявил ходатайство о приостановлении действия оспариваемых норм до завершения рассмотрения дела в суде, поскольку решается вопрос о назначении даты выборов депутатов Петрозаводского городского Совета, и применение входе избирательной кампании норм, которые впоследствии могут быть признаны не соответствующими федеральному законодательству и Конституции Республики Карелия, может повлечь нарушение гарантий избирательных прав граждан. Во избежание таких последствий и в соответствии с частью 5 статьи 40 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» суд счел возможным удовлетворить ходатайство и предложил Законодательному Собранию Республики Карелия приостановить действие статьей 3, 22, 24 и 26 Закона Республики Карелия от 27 июля 2003 года № 683-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований, членов выборных органов местного самоуправления в Республике Карелия» до рассмотрения дела судом.

Конституционным Судом Республики Карелия в июле в адрес Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации для сведения были направлены копии постановлений суда от 15 сентября 2005 года, от 17 мая 2006 года и от 21 июля 2006 года, поскольку в ходе рассмотрения указанных дел были выявлены обстоятельства, информацию о которых суд счел необходимым довести до сведения Министерства. Предметом рассмотрения по данным делам являлась проверка конституционности норм Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» в части установления мер социальной поддержки в форме оплаты жилой площади с отоплением и освещением в пределах социальной нормы площади жилья, регионального стандарта оплаты жилья и коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, для различных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности. Судом было установлено, что до 1 января 2005 года всем квалифицированным специалистам (медицинским, педагогическим и т.д.) в равной степени было предоставлено право на бесплатное жилье с отоплением и освещением. В процессе приведения мер социальной поддержки граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой, специалисты в сельской местности, в том числе перешедшие на пенсию, оказались в разной степени защищены гарантированными федеральным законодательством мерами социальной поддержки. Так, если для педагогических работников в сельской местности Законом Российской Федерации «Об образовании» сохранена льгота (мера социальной поддержки) по бесплатному пользованию жильем с отоплением и освещением, то для медицинских работников в сельской местности такое регулирование на федеральном уровне отсутствует. Таким образом, сложилась ситуация, когда квалифицированные специалисты в сельской местности из категории граждан, равнозащищаемых государством, после 1 января 2005 года оказались разделены по степени их социальной защищенности.

В августе 2006 года был издан четвертый номер Вестника Конституционного Суда Республики Карелия, в который вошли решения суда за декабрь 2005 года – май 2006 года, научно-публицистические статьи, а также комментарии к статьям Конституции Республики Карелия, подготовленные судьями Конституционного Суда Республики Карелия и членами научно-консультативного совета при Конституционном Суде Республики Карелия.

Во II полугодии 2006 года состоялось 2 заседания н аучно-консультативного совета при Конституционном Суде Республики Карелия, на которых обсуждались проекты комментария к статьям Конституции Республики Карелия.

В течение II полугодия судьи Конституционного Суда Республики Карелия в рамках взаимодействия и обмена опытом с Конституционным Судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации и другими органами государственной власти участвовали в научно-практической конференции по теме «Конституционный процесс: проблемы правового регулирования и перспективы развития» (г. Санкт-Петербург), а также в Международной конференции «Единое правовое пространство Европы и практика конституционного правосудия» (г. Москва), проводившейся в рамках Программы председательства Российской Федерации в Комитете министров Совета Европы совместно с Европейской комиссией «За демократию через право» (Венецианской комиссией Совета Европы) и Институтом права и публичной политики.