За первое полугодие 2006 г.

Обзор деятельности
Конституционного Суда Республики Карелия
за первое полугодие 2006 года

В первом полугодии 2006 года в Конституционный Суд Республики Карелия поступило 14 письменных и 11 устных обращений от граждан.

Рассмотрение вопросов, поставленных в 7 письменных обращениях, не относилось к ведению Конституционного Суда Республики Карелия, о чем заявители были уведомлены в порядке, установленном статьей 38 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия».

По одному обращению о признании Постановления Верховного Совета Карельской АССР от 19 апреля 1991 года № XII -6/167 «О передаче Русской Православной Церкви комплекса культовых и административно-хозяйственных зданий и сооружений Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря» несоответствующим Конституции Республики Карелия Конституционный Суд Республики Карелия Определением от 7 февраля 2006 года отказал заявителю в принятии к рассмотрению, поскольку заявитель не уточнил, какой конкретной нормой данного акта его право нарушено, и оспариваемое Постановление является фактически не действующим.

Конституционным Судом Республики Карелия были приняты к рассмотрению 7 письменных обращений.

За указанный период по результатам рассмотрения поступивших обращений вынесено 5 постановлений (два постановления вынесены по обращениям, поступившим в 2005 году).

По результатам рассмотрения обращений в открытых судебных заседаниях Конституционным Судом Республики Карелия были признаны не соответствующими Конституции Республики Карелия отдельные правовые предписания следующих нормативных правовых актов:

1. Правовые предписания пункта 1 Постановления Правительства Республики Карелия от 7 февраля 2005 года № 7-П «О формах предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, и порядке финансирования связанных с этим расходов», заключающиеся в словах «по оплате топлива и его доставке в виде возмещения гражданам 50 процентов их стоимости», а также положения пункта 10 Порядка финансирования этих расходов, утвержденного указанным Постановлением Правительства Республики Карелия, согласно которым возмещение стоимости топлива и его доставки осуществляется в размере 50 процентов инвалидам только на основании документов, подтверждающих факт приобретения и доставки этого топлива, поскольку они ограничивают право инвалидов на получение меры социальной поддержки, предоставленной частью 13 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и не соответствуют ее правовым предписаниям (Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 23 января 2006 года);

2. П равовое предписание абзаца 3 статьи 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия», содержащееся в словах «в пределах социальной нормы площади жилья, регионального стандарта оплаты жилья и коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации», в отношении проживающих за пределами городов пенсионеров, проработавших не менее десяти лет педагогическими работниками в расположенных на территории Республики Карелия в сельской местности, поселках городского типа учреждениях, работавших на момент выхода на пенсию в государственных учреждениях Республики Карелия, в той мере, в какой позволяет возлагать часть расходов на содержание жилья с отоплением и освещением на граждан данной категории (Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 17 мая 2006 года).

Соответствующими Конституции Республики Карелия были признаны отдельные правовые предписания следующих нормативных правовых актов:

1. Правил охоты в Республике Карелия, утвержденных Постановлением Совета Министров КАССР от 22 декабря 1999 года № 303 (Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 2 марта 2006 года);

2. Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» от 7 июля 2004 года № 790-ЗРК (Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 2 июня 2006 года);

3. Закона Республики Карелия «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия» от 1 ноября 2004 года № 813-ЗРК и статьи 1 Закона Республики Карелия «О муниципальных районах в Республике Карелия» от 1 декабря 2004 года № 825-ЗРК в части, касающейся поселка Чална-1 в составе Гарнизонного сельского поселения (Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 26 июня 2006 года).

В соответствии со статьей 59 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» судом было приостановлено производство по делу в связи с обращением гражданки Ключеровой Т.Н. о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия абзаца 3 статьи 3 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия». В процессе принятия решения по данному делу у суда возникли сомнения о соответствии Конституции Российской Федерации взаимосвязанных положений статьей 35 (пункт 50) и 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, одновременно отменяющих в полном объеме ранее существовавшие льготы и обязывающих органы государственной власти субъектов Российской Федерации при издании нормативных правовых актов соблюдать тот же уровень социальных гарантий, который существовал у соответствующих категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года. Поэтому суд пришел к выводу о необходимости приостановления производства по данному делу и направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке соответствия Конституции Российской Федерации положений вышеуказанных норм данного Федерального закона.

Дело о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия отдельных положений Решения внеочередной сессии Кондопожского районного Совета от 31 января 2005 года «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» (в редакции решения 21 сессии 24 созыва от 28 сентября 2005 года) и Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности Кондопожского района, в 2005 году, утвержденного постановлением Главы местного самоуправления Кондопожского района от 1 декабря 2005 года № 199 по ходатайству сторон отложено до рассмотрения дела Конституционным Судом Российской Федерации по запросу Главы г. Твери и Тверской городской Думы о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Дела о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия некоторых положений абзаца 3 статьи 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» в отношении проживающих за пределами городов пенсионеров, проработавших не менее десяти лет врачами, провизорами, медицинскими или фармацевтическими работниками со средним специальным образование в расположенных на территории Республики Карелия в сельской местности, поселках городского типа учреждениях, работавшие на момент выхода на пенсию в государственных учреждениях Республики Карелия, и Закона Республики Карелия от 6 февраля 2006 года № 957-ЗРК «О безвозмездной передаче государственного имущества Республики Карелия в собственность Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря» в соответствии со статьей 40 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» приняты судом к рассмотрению.

Используя право на законодательную инициативу, предусмотренное частью 1 статьи 42 Конституции Республики Карелия, Конституционный Суд Республики Карелия направил Главе Республики Карелия предложения о внесении изменений в Конституцию Республики Карелия. Судом было предложено расширить перечень полномочий Конституционного Суда Республики Карелия, включив в него полномочия о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия не вступивших в силу соглашений международного характера Республики Карелия, заключенных в пределах ее компетенции, а также разрешение споров о компетенции между органами государственной власти Республики Карелия, между органами местного самоуправления Республики Карелия; между органами государственной власти Республики Карелия и органами местного самоуправления. Судом было предложено ограничить право законодательной инициативы Конституционного Суда Республики Карелия только вопросами его ведения.

Конституционным Судом Республики Карелия в адрес Конституционного Суда Республики Северная Осетия – Алания были направлены предложения по проекту Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» для обобщения и внесения в Совет судей Российской Федерации единого проекта от имени конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

В феврале 2006 года был издан третий номер Вестника Конституционного Суда Республики Карелия, в который вошли решения суда за август – ноябрь 2005 года, обзор материалов Всероссийской научно-практической конференции «Конституционное правосудие в Российской Федерации: правовое регулирование, опыт, перспективы», проходившей в городе Казани, а также комментарии к статьям Конституции Республики Карелия, подготовленные судьями Конституционного Суда Республики Карелия и членами научно-консультативного совета при Конституционном Суде Республики Карелия.

16 марта 2006 года Решением судей Конституционного Суда Республики Карелия утверждено и направлено П ослание Конституционного Суда Республики Карелия Законодательному Собранию Республики Карелия о состоянии конституционной законности в Республике Карелия в 2005 году. Послание также было направлено Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации и Главному федеральному инспектору в Республике Карелия аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.

В 1 полугодии 2006 года состоялось 2 заседания н аучно-консультативного совета при Конституционном Суде Республики Карелия, на котором обсуждались проекты комментария к статьям Конституции Республики Карелия.

Для подготовки Доклада о соблюдении прав человека и гражданина по запросу Председателя Комиссии по правам человека и гражданина при Главе Республики Карелия Конституционным Судом Республики Карелия была направлена справка о соблюдении прав человека и гражданина по материалам дел, рассмотренных судом в 2004 – 2005 годах.

В течение 1 полугодия судьи Конституционного Суда Республики Карелия в рамках взаимодействия и обмена опытом с Конституционным Судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации и другими органами государственной власти участвовали в научно-практических конференциях по темам: «Актуальные проблемы истории, политики и права» (г. Петрозаводск), «Модели конституционной юстиции в современном мире» (г. Санкт-Петербург), «Сочетание принципов состязательности, диспозитивности и активности суда» (г. Петрозаводск), «Мониторинг законодательства и правоприменительной практики: стратегия правового развития» (г. Москва).