За второе полугодие 2010 г.

Обзор деятельности
Конституционного Суда Республики Карелия
за второе полугодие 2010 года

Во втором полугодии 2010 года в Конституционный Суд Республики Карелия поступило 14 письменных  обращений.

По результатам рассмотрения дела о проверке соответствия Конституции Республики Карелия положений абзаца 1 статьи 4 Закона Республики Карелия от 12 ноября 2007 года № 1128-ЗРК «О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» в связи с  обращением  гражданина А.М. Титова вынесено постановление.

По результатам предварительного изучения обращения Администрации Прионежского муниципального района о проверке соответствия Конституции Республики Карелия пункта 7 статьи 1 Закона Республики Карелия от 1 октября 2008 года № 1229-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия»  вынесено определение об отказе в принятии обращения к рассмотрению.

На все обращения, не относящиеся к ведению Конституционного Суда Республики Карелия (о пересмотре решений судов общей юрисдикции, о бездействии органов государственной власти и их должностных лиц и т.д.), Конституционным Судом Республики Карелия давались письменные ответы в соответствии со статьей 38 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия».

Соответствующим Конституции Республики Карелия признано правовое предписание положений абзаца 1 статьи 4 Закона Республики Карелия от 12 ноября 2007 года № 1128-ЗРК «О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия».

В Конституционный Суд Республики Карелия обратился гражданин Титов Александр Михайлович, Глава Олонецкого национального муниципального района в отставке, с заявлением о проверке соответствия Конституции Республики Карелия правовых предписаний абзаца 1 статьи 4 указанного Закона, согласно которому лицам, замещавшим муниципальные должности, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности), в установленном уставом муниципального образования порядке могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности).

Ранее, в соответствии со статьей 13 Закона Республики Карелия от 3 января 2001 года № 456-ЗРК «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия», утратившего силу в связи с принятием Закона Республики Карелия от 12 ноября 2007 года № 1128-ЗРК, установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии являлось обязанностью органов местного самоуправления.

Уясняя конституционно-правовой смысл рассматриваемой нормы в системе действующего правового регулирования, Конституционный Суд Республики Карелия исходил из того, что по своей  правовой природе ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости (инвалидности) является одной из дополнительных форм гарантированной социальной защиты, предопределяемой статьей 25 Конституции Республики Карелия.

По методу правового регулирования эта норма является диспозитивной и предписывает муниципальным образованиям варианты возможного поведения, предоставляя право в пределах законных средств урегулировать  правоотношения по установлению доплат к пенсии  по собственному усмотрению.

Вместе с тем, предоставление органам местного самоуправления права по установлению дополнительной гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в отношении выборных должностных лиц местного самоуправления, вышедших на трудовую пенсию по старости (инвалидности), в соответствии с рассматриваемым Законом, не может служить основанием для отмены права на доплату к пенсии для той категории выборных должностных лиц местного самоуправления, которым оно было предоставлено в период действия Закона Республики Карелия от 3 января 2001 года № 456-ЗРК «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия».

Статус лиц, замещающих муниципальные должности, служит гарантией самостоятельности местного самоуправления и подлежит конституционно-правовой защите, уровень их социальной защищенности не должен снижаться по отношению к уже достигнутому  общему уровню  их социальных гарантий.

Правосубъектность указанной категории лиц была регламентирована законодательством, действовавшим на момент их вступления в должность, с чем и были связаны их законные ожидания, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано, а достигнутый уровень их социальной защищенности не будет снижен.

Сама по себе утрата  силы Законом Республики Карелия «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия» не может рассматриваться как основание для отмены ранее установленных гарантий по ежемесячной доплате к трудовой пенсии по старости, по инвалидности для лиц указанной категории. Иное бы означало отказ органов власти от выполнения своих обязательств по материальному обеспечению указанной категории лиц, возникших из ранее действовавшего регулирования и правоприменительных актов, подрывало бы доверие граждан к действиям государства и закону,  к действиям публичных органов власти в целом,  в том числе и к действиям органов местного самоуправления, которые в соответствии с действовавшим ранее Законом Республики Карелия от 3 января 2001 года № 456-ЗРК взяли на себя обязанность по установлению и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, по инвалидности выборным должностным лицам местного самоуправления, вышедшим на пенсию в период действия этого Закона.

Кроме того, порядок установления ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), предписанный  абзацем 1 статьи 4 рассматриваемого Закона,  в равной мере распространяется только  на тех лиц, которые замещали муниципальные должности и вышли на трудовую пенсию по старости (инвалидности) после вступления его в силу. Оспариваемые положения  Закона Республики Карелия от 12 ноября 2007 года № 1128-ЗРК «О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства для лиц, которые вышли на пенсию в период действия Закона Республики Карелия от 3 января 2001 года № 456-ЗРК.

Таким образом, Конституционным Судом Республики Карелия сделан вывод о том, что сами по себе оспариваемые правовые предписания абзаца 1 статьи 4 Закона Республики Карелия от 12 ноября 2007 года № 1128-ЗРК «О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» не затрагивают право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости, инвалидности тех выборных лиц местного самоуправления, кому это право было предоставлено в период действия Закона Республики Карелия от 3 января 2001 года № 456-ЗРК «О статусе  выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия», не могут рассматриваться как  основание для отмены или ограничения этого права, не нарушают конституционного принципа равенства и не противоречат Конституции Республики Карелия, ее статьям 5 (части 1, 2 и 3), 16, 17, 19 и 25.

По результатам предварительного изучения обращения Администрации Прионежского муниципального района о проверке соответствия Конституции Республики Карелия пункта 7 статьи 1 Закона Республики Карелия от 1 октября 2008 года № 1229-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия»   Конституционным Судом Республики Карелия сделан вывод о том, что, вопреки утверждению заявителя оспариваемые им положения Закона Республики Карелия устанавливают вполне определенные условия льготного налогообложения, а доводы заявителя являются произвольными, не дающими оснований полагать о наличии неопределенности в вопросе об их соответствии статьям 5 (часть 2), 31, 41 (часть 2, пункт 5) Конституции Республики Карелия. Конституционным Судом Республики Карелия вынесено определение об отказе в принятии данного обращения к рассмотрению.

И.о. Председателя  Конституционного Суда Республики Карелия П.А. Союнен принял участие в работе заседания Консультативного Совета председателей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации на тему: «Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы», которое состоялось 3 ноября в парламентском центре Государственного Совета Республики Татарстан, а также в качестве члена жюри в III научной студенческой конференции, посвященной Дню Конституции Российской Федерации: «Конституционное регулирование, как основа жизнедеятельности личности, общества, государства», которая состоялась 9 декабря на юридическом  факультете Петрозаводского государственного университета.

Судья Конституционного Суда Республики Карелия Т.Н. Фотина провела лекцию о  конституционных гарантиях избирательных прав  для участников школы молодого избирателя,  лекцию для студентов ФГОУ ВПО «Северо-Западная академия государственной службы» на тему: «О практике применения в  Конституционном Суде Республики Карелия общепризнанных принципов и норм международного права», лекцию для  учеников МОУ «Средняя  школа
№ 43» города Петрозаводска на тему: «Конституционный Суд Республики Карелия – судебный орган конституционного контроля в Республике Карелия».

Внося свой вклад в деятельность органов судейского сообщества, судьи  Конституционного Суда Республики Карелия В.П. Наговицын и П.А. Союнен приняли участие в заседаниях Совета Судей Республики Карелия, Квалификационной коллегии судей Республики Карелия.

С 1 июля 2010 года действует новая версия  сайта Конституционного Суда Республики Карелия, разработанная в соответствии с требованиями законодательства об  обеспечении доступа к информации о деятельности судов.